12:37 

Гос регулирование с 19 по 24

=== Важное место в хозяйственном механизме природопользования отводится прогнозированию и планированию природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов, или эколого-экономическому прогнозированию и планированию. Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза природопользования состоит в том, что объектом планирования являются не только социально-экономические, но и природные процессы и явления. Огромное значение приобретают заблаговременное предвидение возможных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, составление долгосрочных программ и прогнозов, в которых определяется экологическая стратегия хозяйственного развития. Такой прогноз предполагает прежде всего определение основных направлений и масштабов воздействия хозяйственной деятельности на качество окружающей среды, рассматриваемой как важнейшее условие жизни людей и устойчивого экономического роста.
В системе государственного планирования бывшего СССР эколого-экономическое планирование сформировалось намного позже, чем другие направления. Оно охватывало намечаемые мероприятия по сохранению и укреплению природно-ресурсного потенциала страны, обеспечению его рационального и комплексного использования, снижению отрицательного воздействия промышленного и сельскохозяйственного производства, жилищного и коммунального хозяйства городов на окружающую среду. Новые подходы к эколого-экономическому планированию ставили своей задачей разработать и ввести в действие новый хозяйственный механизм рационального природопользования на основе применения преимущественно экономических методов управления в сочетании с правовыми и воспитательными мерами. С началом рыночного реформирования экономики функции и содержание планирования резко изменяются на всех уровнях управления. Планирование утрачивает свой директивный характер, становится индикативным, т.е. направляющим, рекомендательным, ориентирующим, координирующим действия и интересы государства и других субъектов хозяйствования. Но в условиях экономического кризиса индикативные планы включают как показатели-ориентиры, имеющие лишь информационное значение для предприятий, так и директивные показатели (в частности, госзаказ), экономические регуляторы (цены, налоги, ставки, экономические нормативы). Природоохранное прогнозирование и планирование осуществляется на территориальном и отраслевом уровнях. Территориальное прогнозирование и планирование на государственном уровне призвано обеспечить экологически обоснованное развитие и размещение производительных сил страны с учетом экологической емкости территории. Планы-прогнозы охраны окружающей среды разрабатываются соответствующими территориальными исполнительными органами управления с участием общественных экологических организаций. Составляются областные, районные, городские программы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Проектно-планировочные работы, выполняемые для промышленных и сельскохозяйственных территорий, пригородных зон, курортов, районов массового отдыха и туризма, в обязательном порядке включают комплекс природоохранных мероприятий. Отраслевое природоохранное планирование проводится министерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, согласовывается с основными показателями территориального планирования и чаще всего связано с проблемами рационального использования отдельных видов природных ресурсов. Прогнозирование и планирование рационального использования отдельных видов природных ресурсов и охраны природных сред проводится при помощи действующих методов (балансовый, нормативный, программно-целевой, экспертных оценок и т.д.) и строится на основе учета особенностей и значимости, изменений объема и качества каждого из них. Оценивается также обеспеченность природными ресурсами, намечаются мероприятия по их охране и рациональному использованию.
Формирующаяся в России система прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов должна способствовать обеспечению технологической последовательности разработки мероприятий по охране окружающей среды, их сбалансированности материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, реальности и эффективности реализации каждого из выделенных блоков эколого-экономического планирования.===
===Инвестиции — долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли. Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговорённые сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены полностью или частично. Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. По объекту инвестирования выделяют: 1) Реальные инвестиции (прямая покупка реального капитала в различных формах): - в форме материальных активов (основных фондов, земли), оплата строительства или реконструкции; - капитальный ремонт основных фондов; - вложения в нематериальные активы: патенты, лицензии, права пользования, авторские права, товарные знаки, ноу-хау, человеческий капитал (воспитание, образование, наука) и т. д. 2) Финансовые инвестиции (косвенная покупка капитала через финансовые активы): - ценные бумаги; - предоставленные кредиты; - лизинг (для лизингодателя). 3) Спекулятивные инвестиции (покупка активов исключительно ради возможного изменения цены): - валюты; - драгоценные металлы (в виде обезличенных металлических счетов); - ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты институтов совместного инвестирования и т. п.). По основным целям инвестирования: - Прямые инвестиции (в ценные бумаги с целью приобретения преимущественной доли уставного капитала для обеспечения реального управления предприятием, а также непосредственно в производство); - Портфельные инвестиции (приобретение ценных бумаг или вложения капитала в иные объекты инвестирования исключительно с целью получения инвестиционной прибыли, без права реального участия в управлении стратегическим развитием фирмой-эмитентом); - Реальные инвестиции; - Нефинансовые инвестиции; - Интеллектуальные инвестиции (связаны c обучением специалистов, проведением курсов и многим другим). По срокам вложения: - краткосрочные (до одного года); - среднесрочные (1-3 года); - долгосрочные (свыше 3-5 лет). По форме собственности на инвестиционные ресурсы: - частные; - государственные (капиталовложения); - иностранные; - смешанные. Объектами инвестиционной деятельности могут являться:1) Реальные активы, прежде всего основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах национальной экономики. 2) Финансовые активы (основные и производные ценные бумаги, иностранная валюта, целевые денежные вклады, паи и др.) и нефинансовые средства, не относящиеся к объектам капитальных вложений (драгоценные металлы и камни, предметы коллекционирования). 3) Нематериальные ценности (готовая научно-техническая продукция или её разработка, имущественные права, права на интеллектуальную собственность и т.п.). 4) Объекты и средства обеспечения экологической безопасности как особый объект инвестирования. Экологические инвестиции могут как представлять собой самостоятельные вложения в природоохранные объекты и мероприятия, так и являться составной частью реальных инвестиций в основной капитал. В широком смысле субъектами инвестиционной деятельности могут являться любые участники инвестиционного процесса, в том числе все участники реализации инвестиционных проектов, а также поставщики, банковские, страховые и посреднические организации, специализированные инвестиционные институты и т.д. Основные категории субъектов инвестиционной деятельности: 1) Инвесторы – субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заёмных и привлечённых средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать: - физические лица; - юридические лица; - создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения; - государственные органы; - органы местного самоуправления и муниципальные органы; - совместные предприятия; - иностранные физические и юридические лица, международные организации и иностранные государства в лице уполномоченных органов (иностранные инвесторы). 2) Заказчики – лица, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов. Чтобы реализовать различные инвестиционные проекты, необходимы: разработка технико-экономических обоснований, разработка необходимой проектной документации, заключение договоров с подрядными организациями на осуществление строительно-монтажных, пусконаладочных работ и т.д. 3) Подрядчики (исполнители работ) – физические или юридические лица, которые выполняют связанные с реализацией инвестиционного проекта работы на основе договора подряда и (или) государственного контракта. 4) Пользователи объектов инвестиционной деятельности (капитальных вложений) – физические и юридические лица (в том числе иностранные), а также государственные органы и органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются объекты капиталовложений. Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть и сами инвесторы. Осуществление инвестиционных проектов обычно связано с использованием значительного объёма строительных материалов и конструкций, технологического оборудования, металлопроката, труб и пр. Поэтому поставщики подобной продукции выступают неотъемлемыми участниками инвестиционной деятельности. Наконец, большую группу субъектов инвестиционной деятельности составляют так называемые институциональные инвесторы, к которым относятся инвестиционные компании и фонды, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и др. Функциональное значение таких организаций состоит в привлечении свободных средств населения и различных хозяйствующих субъектов и направлении их на цели инвестирования.===

Инвестиционная деятельность предприятия может финансироваться из разных источников. Разнообразие последних объясняется как нехваткой собственных ресурсов предприятия, так и различием интересов, преследуемых субъектами инвестиционной деятельности. Источники инвестиций на предприятии делятся на собственные и заемные. К собственным источникам инвестиций принято относить: 1) собственные финансовые средства, формирующиеся в результате начисления амортизации на действующий основной капитал, отчислений от прибыли на нужды инвестирования, сумм, выплаченных страховыми компаниями и учреждениями в виде возмещения ущерба от стихийных и других бедствий; 2) иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность в виде патентов, программных продуктов, торговых марок); 3) привлеченные средства в результате выпуска и продажи предприятием акций; 4) средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, промышленно-финансовыми группами на безвозвратной основе; 5)благотворительные и другие аналогичные взносы. К заемным источникам инвестиций обычно относят: инвестиционные ассигнования из государственных бюджетов РФ, республик и прочих субъектов РФ, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов, которые выделяются в основном на финансирование федеральных, региональных или отраслевых целевых программ (безвозмездное финансирование из этих источников фактически превращает их в источник собственных средств); иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного материального и нематериального участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений (в денежной форме) международных организаций и финансовых институтов, государств, предприятий (организаций) различных форм собственности и частных лиц (привлечение иностранных инвестиций обеспечивает развитие международных экономических связей); различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государством и фондами поддержки предпринимательства на возвратной основе, кредиты банков и других институциональных инвесторов, предприятий, векселя и другие средства. В зависимости от того, какие источники финансирования привлекает фирма для финансирования своей инвестиционной деятельности, выделяют и следующие основные формы финансирования инвестиций: 1) самофинансирование – финансирование инвестиционной деятельности полностью за счет собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников; обычно используется при реализации краткосрочных инвестиционных проектов с невысокой нормой рентабельности; 2) кредитное финансирование используется, как правило, в процессе реализации краткосрочных инвестиционных проектов с высокой нормой рентабельности инвестиций; 3) долевое финансирование – комбинация нескольких источников финансирования; самая распространенная форма финансирования инвестиционной деятельности, которая может применяться при реализации разнообразных инвестиционных проектов. При выборе источников финансирования инвестиционной деятельности вопрос должен решаться фирмой с учетом многих факторов: - стоимости привлекаемого капитала; - эффективности отдачи от него; - соотношения собственного и заемного капиталов, определяющего уровень финансовой независимости фирмы; - риска, возникающего при использовании того или иного источника финансирования.===
===Агропромышленный комплекс (АПК) - один из наиболее важных в экономике страны. От устойчивости и эффективности его функционирования зависит уровень жизни населения. АПК - это совокупность отраслей народного хозяйства связанных с производством продовольствия и предметов широкого потребления из сельскохозяйственного сырья и снабжением ими населения. Это крупнейший сектор народного хозяйства России. В нем занято более 30% работников отраслей материального производства, 25% основных фондов. На долю сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности приходится одна шестая часть валового внутреннего продукта. На региональном уровне деятельность отраслей, входящих в состав АПК подчинена единой цели - производству высококачественных продуктов питания, доведению их до потребителя с минимальными потерями и обеспечению сельскохозяйственным сырьем перерабатывающего производства. АПК региона может быть ориентирован на самодостаточность в обеспечении региональных потребностей, на вывоз или ввоз сельскохозяйственного сырья и продовольствия за его пределы. Процесс реструктуризации АПК не завершен. Моделируемая функционально-отраслевая, производственно-технологическая, региональная (территориальная), организационно-хозяйственная структура должна вписываться в рыночные условия ведения хозяйства. Функционально-отраслевая структура условно подразделяет агропромышленный комплекс на три сферы: 1) первая объединяет отрасли и подотрасли промышленности, обеспечивающие сельское хозяйство, пищевую, мясо-молочную промышленность и заготовительную систему средствами производства. К этой сфере относятся: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, производство оборудования для предприятий легкой, пищевой, мясо-молочной, микробиологической, мукомольно-крупянной, комбикормовой промышленности и элеваторно-складского хозяйства, производство минеральных удобрений и химических средств защиты, микробиологическая и комбикормовая промышленность; 2) вторая включает непосредственно сельскохозяйственное производство, в том числе растениеводство и животноводство, производственно-техническое, агрохимическое, ирригационно-мелиоративное и ветеринарно-санитарное обслуживание сельского хозяйства; 3) третья представляет группу отраслей и производств, обеспечивающих движение продукции от сельскохозяйственного производства к конечному потребителю. Сюда входят предприятия легкой промышленности по первичной переработке сельскохозяйственного сырья, пищевой, промышленности, заготовительные организации, торговля и общественное питание, потребкооперация (заготовки, хранение и переработка) и т.д. Отрасли инфраструктуры обеспечивают общие условия развития производства. Инфраструктурные звенья могут входить как составляющая часть в каждую из трех сфер. Выделяется производственная и непроизводственная (социальная) инфраструктуры. В России сложилась нерациональная функционально-отраслевая струк¬тура АПК. На региональном уровне требуется вмешательство государственных структур в сферу экономических интересов участников АПК. Производственно-технологическая структура отражает состояние технологического и технического уровней производства в агропромышленном комплексе. Обновление производственного потенциала агропромышленного сектора не должно воспроизводить старую техническую и технологическую структуру. Основное внимание должно быть уделено ускорению темпов обновления материально-технической базы АПК на основе использования достижений научно-технического прогресса, безотходных технологий, углубленной переработки сельскохозяйственных ресурсов, устраняющей потери сырья и готовой продукции, способствующей повышению производительности труда и эффективности использования производственных фондов. Региональная (территориальная) структура отражает рациональность размещения производительных сил АПК по территории России и отдельных регионов с выделением специализированных агропромышленных зон, учитывающих природно-климатические условия, с высоким уровнем товарности производства в целях совершенствования межрегионального обмена и создания общероссийского и региональных рынков продовольствия; отражает оптимальное разделение труда между регионами, экономически обоснованный уровень концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства. Совершенствование региональной структуры предполагает следующие возможные территориальные структурные изменения: - развитие специализированных зон по производству отдельных наиболее перспективных в сложившихся условиях видов сельскохозяйственной продукции. - размещение перерабатывающих предприятий с учетом достаточности сырьевой зоны и устранения нерациональных перевозок сырья и готовой продукции. Отсутствие диспропорций между сырьевыми ресурсами и производственной мощностью предприятий по переработке. - создание интенсивных пригородных зон по производству и переработке плодов и овощей; - др. Организационно-хозяйственная структура предполагает создание многоукладного хозяйства во всех сферах агропромышленного комплекса. Формирование многоукладной экономики продиктовано разнообразием экономических, природных условий, национальных традиций. Трудовым коллективам и отдельным гражданам предоставлено право самостоятельно и на добровольной основе определять организационно-правовую форму хозяйствования. Осуществление процесса разгосударствления и приватизации предприятий в сфере производства, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции, агросервиса, привели к созданию многочисленных групп свободных товаропроизводителей с различной формой собственности и формой хозяйствования)====.
===Государственное регулирование НТП - это процесс выбора и осуществления целей, определения направлений, установления сроков создания и освоения научно-технических нововведений и соответствующего распределения ресурсов. Важными задачами государственного регулирования НТП являются: 1. Органическое включение науки в рыночную экономику, комплексный учет и предвидение экономических и социальных последствий научных открытий; 2. Концентрация ресурсов на ведущих направлениях НТП, связанных с разработкой принципиально новой техники и технологии.
Государственное регулирование НТП осуществляется на всех уровнях управления - высшем, среднем и низшем - и сосредоточивается на решении ряда принципиальных вопросов. На высшем, народнохозяйственном уровне регулирование основано на определении стратегии развития науки и техники, выборе и формировании национальных приоритетов, разработке важнейших научно-технических программ, то есть - на реализации главных направлений и программ НТП. Все проводимые на этом уровне разработки обеспечиваются государственным финансированием. На среднем, отраслевом уровне регулирование нацелено на конкретизацию приоритетов НТП, формирование отраслевых и межотраслевых научно-технических программ, на осуществление перспективной технической политики, то есть на выпуске принципиально новых видов продукции и широкомасштабном применении новейших достижений НТП, прогрессивных технологий. Здесь характерно, как правило, смешанное финансирование - государственные и ведомственные ресурсы. На низшем, уровне основного (первичного) звена регулирование носит преимущественно исполнительский характер и основано на систематическом повышении технического уровня производства, обновлении продукции, повышении качества и обеспечении ее конкурентоспособности на мировом рынке. Здесь научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, предприятия выполняют научно-технические программы, изготавливают новую технику, материалы, разрабатывают программные средства и т.д. Финансирование также смешанное. Объектами государственного регулирования НТП являются, во-первых, все составляющие законченного инновационного цикла; во-вторых - поколения техники. Субъектами государственного регулирования НТП выступают все государственные и негосударственные (рыночные) структуры, охватывающие весь инновационный цикл. Сферой распространения государственного регулирования НТП являются любые виды полезной деятельности по выпуску и использованию новой техники и технологии, осуществляемой первичными звеньями независимо от форм собственности.
Процесс государственного регулирования НТП базируется на ряде принципов. Важнейшие из них: комплексность, перспективность, непрерывность, многовариантность. Комплексность связана с разработкой балансов технологических связей, которые позволяют обеспечить создание, освоение и распространение крупных нововведений ресурсами; предполагает единство планирования нововведений, инвестиций и производства, что достигается в целевых программах. Перспективность имеет особое значение, поскольку от открытия до удовлетворения потребностей рынка в технике, созданной на его основе, проходит, как показывает мировой опыт, 10-15 лет. Все это повышает роль прогнозирования НТП. Непрерывность связана с уточнением показателей затрат и эффекта на каждой стадии инновационного цикла, постоянным обновлением научно-технического потенциала. Многовариантность предполагает оптимизацию прогнозов на основе сравнения различных вариантов распределения ресурсов между направлениями НТП, наукой и производством и т.д. Основными составляющими государственного регулирования НТП являются: - прогнозирование важнейших направлений научно-технической политики; - выбор приоритетов научно-технической деятельности; - разработка научно-технических программ - федеральных, отраслевых, региональных, межгосударственных; - размещение государственного заказа на конкурсной основе; - финансирование научно-технической деятельности; налогообложение в научно-технической сфере. В условиях перехода к рыночной экономике государственное регулирование НТП основывается на концепции и основных направлениях научно-технической политики Российской Федерации. Осуществляется с помощью законодательных и нормативных документов и представлено системой макроэкономических прогнозов, комплексных программ НТП, федеральных и региональных целевых научно-технических программ межотраслевого характера, государственных заказов и контрактов, грантов (контрактов на конкурсной основе), а также экономических регуляторов, к которым относятся целевые субсидии, субвенции, льготные кредиты, нормы и нормативы, налоговые и ценовые льготы, механизм ускоренной амортизации и другие. ====
====Экономическая среда, заинтересовывающая всех участников инновационной деятельности в разработке и применении новшеств, формируется за счет рациональной обеспеченности всеми видами ресурсов на основе инвестиционной, кредитной, налоговой и амортизационной политики.
Инвестиционное регулирование осуществляется посредством разнообразных финансовых рычагов и стимулов и представляет основу развития инновационной сферы. Финансирование научно-технической деятельности производится за счет различных источников. Одним из основных являются средства государственного бюджета. При утверждении финансового плана страны на очередной год устанавливается нижний предел общих затрат на научно-техническую деятельность в процентах от доходной части бюджета, а также нормативы объема финансирования фундаментальных и прикладных исследований в процентах к общему объему бюджетных ассигнований на НИиОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы)
Бюджетное финансирование развития науки и техники осуществляется по следующим направлениям: - проведение фундаментальных и прикладных исследований в области технических и общественных наук; - выполнение государственных программ и проектов; - подготовка и повышение квалификации научных, научно-педагогических и инженерно-педагогических кадров; - развитие материально-технической базы научных коллективов и научно-технических организаций; - предоставление беспроцентных ссуд; - оплата процентов по банковским кредитам; - погашение задолженности научных учреждений; - расходы по межгосударственным соглашениям и договорам. Важным источником финансирования развития НТП являются средства фондов специального назначения. Эти фонды создаются Правительством Российской Федерации за счет средств государственного бюджета, добровольных отчислений заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций, граждан, иностранных фирм, а также за счет доходов от деятельности самих фондов. Министерствами, ведомствами Российской Федерации могут создаваться отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды за счет добровольных отчислений предприятий и других добровольных взносов.
Кредитное регулирование является одной из первоочередных мер, обеспечивающих эффективное функционирование инновационной сферы. Осуществление кредитного регулирования возможно по ряду направлений, в числе которых наиболее важными являются следующие: - формирование сети инновационных банков, государственное стимулирование развития акционерных коммерческих и кооперативных инновационных банков; - выдача льготных кредитов на работы, связанные с созданием, освоением и применением новой техники и технологии; - гарантирование займов, предоставляемых на инновационную деятельность коммерческими банками; - активное использование и поощрение в банковской системе лизинговых операций.
Льготное налогообложение для научно-технической сферы должно направляться на поддержку предприятий и организаций, деятельность которых связана с реализацией приоритетных направлений развития науки и техники, стимулирование наукоемких производств, предприятий малого инновационного и венчурного предпринимательства, развитие научно-технической инфраструктуры. Важной составной частью системы государственного стимулирования НТП является амортизационное регулирование. В первую очередь методы ускоренной амортизации апробируются в отраслях, определяющих научно-технический прогресс, в научно-исследовательских и опытно-конструкторских организациях, а также в наукоемких отраслях и отраслях с высокотехнологичной продукцией. В ряде отраслей сферы НИиОКР и производства продукции значительный удельный вес занимает государственный сектор, в котором основой реализации научно-технических мероприятий по-прежнему остается государственный заказ.
Государственный заказ представляет собой задание по реализации федеральных научно-технических программ и особых проектов. Размещается государственный заказ на конкурсной основе. Использование госзаказа в системе государственного регулирования НТП позволяет: обеспечить ключевую роль соответствующих производств в осуществлении желаемых технологических сдвигов; - инициировать крупномасштабные структурные изменения; - стимулировать изготовление продукции, производство которой отстает от народнохозяйственных потребностей. Организация государственного регулирования научно-технической сферы производится через систему федеральных и региональных органов государственной власти и управления в соответствии с их полномочиями. К этим органам относятся: Законодательное собрание Российской Федерации в составе Совета Федерации и Государственной Думы; Правительство России, федеральные министерства и ведомства, в числе которых - Государственный комитет России по науке и технологиям, Российская Академия наук; органы государственной власти и управления субъектов Российской Федерации. ====

URL
   

ЭТО СЕССИЯ!!!

главная