12:50 

Гос регулирование с 7 по 12

=== Под методологией планирования понимается система подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования плановых решений, а также логика планирования. Под методологией планирования и прогнозирования понимают систему подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования прогнозов и плановых решений, а также логику планирования и прогнозирования. Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и законы развития общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов, и развивается и совершенствуется по мере развития самой экономической теории. Применительно к экономике России методология планирования и прогнозирования должна обеспечивать достижение поставленных целей и решение конкретных задач в сложившейся экономической ситуации. Это — во-первых. Во-вторых, она должна ориентировать развитие экономики республики в соответствии с общепринятой в мировой практике концепцией нового качества экономического роста, предусматривающей развитие экономики по таким основным направлениям, как социально-результативное, ресурсосберегающее, наукоемкое, экологозащитное. Важнейшим составным элементом методологии планирования и прогнозирования являются методологические принципы – исходные положения, основополагающие правила формирования и обоснования планов и прогнозов. Они обеспечивают целенаправленность, целостность, структуру и логику разрабатываемых планов и прогнозов.
Методы планирования и прогнозирования – это способы, приемы, с помощью которых разрабатывает и обосновывает планы и прогнозы.
Показатели планов и прогнозов представляют собой количественное выражение плановых и прогнозных решений.
Методика является совокупностью рабочих методов и приемов, используемых для осуществления конкретных плановых и прогнозных расчетов и различных показателей. Она носит частный характер, подчинена методологии планирования и прогнозирования и входит в нее как составная часть.Важнейшим элементом методологии государственного планирования и прогнозирования является логика. Логика планирования и прогнозирования есть упорядоченная последовательность и обоснованность действий, связанных с разработкой планов и прогнозов. Главная идея логики – определение исходного пункта, от которого начинается и которому подчиняется весь процесс разработки планов и прогнозов. К основным составляющим логики относят: -формирование системы целей планирования и прогнозирования; - анализ исходного уровня, т.е. состояния прогнозируемого и планируемого объекта в прошлом и настоящем, уточнение параметров и оценка уровня его развития; изучение потребностей общества, их объема и структуры в плановом и прогнозном периодах; - определение имеющихся ресурсов общества, которые могут быть созданы в плановом либо прогнозном периоде; согласование ресурсов и потребностей общества и выработка плановых или прогнозных решений. Несмотря на общность методологических основ, о методологии, принципах, методах планирования, прогнозирования можно говорить с определенной степенью условности. Это связано с той ролью, которую выполняют планирование и прогнозирование как формы государственного регулирования. И если планирование (директивное, индикативное, стратегическое) отражает конкретное решение в отношении планируемого объекта, то прогнозирование дает вероятностную оценку его состояния в будущем, различные пути и способы его развития, либо служит основой для принятия планового решения.===
===Планирование народного хозяйства является не только многообразной практической деятельностью, но и возникшей под ее влиянием обширной областью экономической науки. Выводы науки о планировании народного хозяйства проверяются практикой и в то же время вооружают ее новыми эффективными методами и рекомендациями.
Планирование — это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя определение и научную постановку целей, средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.
Общегосударственное планирование направлено на увязку всех факторов производства и поддержание сбалансированности натурально-вещественных и финансово-стоимостных потоков, обеспечение рационального и эффективного использования ресурсов для достижения поставленных целей и задач, что находит отражение в соответствующем плановом документе (плане).
При этом следует иметь в виду, что суть планирования состоит не в разработке и доведении многочисленных показателей до исполнителей, а в научной постановке целей предстоящего развития и выработке действенных средств их реального достижения. По форме проявления и содержанию планирование может быть директивным, индикативным, стратегическим.
Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и обеспечения их выполнения. Планы, имеющие силу юридического закона, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица по закону за невыполнение заданий плана несут ответственность. Наиболее распространенной во всем мире формой государственного планирования социально-экономического развития страны является индикативное планирование.
Индикативное планирование является средством реализации социально-экономической политики государства, основным методом его воздействия на ход функционирования рыночной экономики. Оно обеспечивает решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами без мер государственного воздействия затруднено.Индикативное планирование — это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующих государственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов. В качестве индикаторов социально-экономического развития предполагается использовать показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т.д.
Главное содержание индикативного планирования состоит в обосновании целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики и является весьма действенной формой организации взаимодействия всех государственных органов управления как между собой, так и с региональными органами управления в интересах совершенствования экономической системы и отдельных ее элементов в соответствии с задачами социально-экономического развития. Роль индикативного плана состоит именно в том, чтобы указать, где нужно вмешаться государству и только тогда, если рынок этого не может.
На данном этапе становления рыночных отношений индикативное планирование является объективным и закономерным продолжением и развитием прогнозной деятельности, поскольку разрабатываемые в настоящее время прогнозы содержат наряду с собственным прогнозом систему экономических регуляторов, государственные программы, поставки для государственных нужд, объемы централизованных капитальных вложений, т.е. выходят за пределы прогнозирования как чистого предвидения развития событий. Стратегическое планирование — это особый вид планирования, ориентированного, как правило, на долгосрочную перспективу и определяющего стратегические цели социально-экономического развития страны и направления их достижения.
Формирование стратегии — это формирование и выделение целей, определение и выделение необходимых средств для достижения поставленных целей в долгосрочной перспективе.
Важнейшей проблемой в рамках государственного стратегического планирования является правильное определение целей и правильное соотношение между целями и средствами. Как правило, стратегические цели связаны с удовлетворением потребностей людей. Но на их формирование существенное влияние оказывают как внутренние, так и внешние факторы. В условиях ограниченных ресурсов (а эта ситуация наблюдается в любом государстве) проблема выбора главных целей сопровождается проблемой ранжирования приоритетов. Свою реализацию стратегическое планирование находит в долгосрочных плановых документах, отражающих общегосударственное развитие в перспективе на 10, 15 лет.
По периоду планирования выделяют долгосрочные планы (10 и более лет), среднесрочные (как правило, пять лет) и текущие (годовые) планы.===
===Программно-целевой метод - это способ формирования системы плановых решений крупных народнохозяйственных проблем. Его сущность заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии общественного производства.
Связующим звеном между целью и средствами ее достижения выступают комплексные программы. Они составляются на весь период, необходимый для реализации поставленных целей, с выделением плановых периодов и основных этапов осуществления. Комплексными они называются потому, что в них предусматриваются все необходимые мероприятия социально-экономического, производственного, научно-исследовательского, организационно-хозяйственного характера для достижения конечных целей.
Целевая комплексная программа (ЦКП) - это документ, в котором отражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на реализацию наиболее эффективным путем народнохозяйственных проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
Социально-экономические программы направлены на решение проблем социальной защищенности населения, стабилизации материального и культурного уровня жизни населения, преобразования характера труда, совершенствования образа жизни и другие.
Научно-технические программы предусматривают решение научных и технических проблем, применение достижений науки и техники в народном хозяйстве.
Производственно-экономические программы направлены на решение крупных межотраслевых проблем в области производства, на повышение его эффективности, качественных характеристик, на развитие новых видов производств, продукции (услуг) и технологических процессов.
Территориальные программы предусматривают комплексное хозяйственное освоение новых или преобразование уже сложившихся регионов страны, в том числе на формирование и развитие территориально-производственных комплексов.
Экологические программы включают комплекс мероприятий природоохранного и природопреобразующего характера.
Организационно-хозяйственные программы направлены на совершенствование организации управления хозяйственными системами.
Практическая реализация программно-целевого подхода обеспечивается путем включения ЦКП в прогнозные и плановые документы, а также посредством разработки и утверждения федеральных и региональных Программ социально-экономического развития. Задания и мероприятия ЦКП обеспечиваются всеми видами ресурсов в первоочередном порядке.
Разработка ЦКП с использованием программно-целевого метода осуществляется в определенной последовательности.
1. Формируется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация.
2. Уточняются количественные параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель программы, как правило, разукрупняется по ее составляющим, образуя упорядоченную иерархию задач, отражающих внутреннюю структуру решаемой проблемы.
3. Формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения.
4. Рассчитываются основные показатели и ресурсное обеспечение программы. Производится оценка полных затрат ресурсов (материальных, трудовых и финансовых) на реализацию программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей, определяется экономический эффект.
5. Осуществляется оформление программных документов, согласование и утверждение программы.===
===Нормативный метод - это один из способов разработки прогнозных и плановых документов, обоснования плановых решений. Он основан на определении и использовании системы норм и нормативов. Под нормой понимается некоторая величина, обозначающая предельно допустимое или среднее допустимое количество чего-либо, иногда - минимально необходимый результат. Под нормативом понимается определенная закономерность или правило в виде расчетной величины, на основе которой ведется расчет норм или показателей. В случаях, когда нормы рассчитать трудно или даже невозможно, нормативы сами используются в качестве норм. Норматив - это поэлементная составляющая нормы, характеризующая степень использования ресурса или его удельного расхода на единицу измерения (продукции, работы, поверхности, объема и т.п.). Экономические нормативы отражают общественные требования к результатам деятельности и характеризуют необходимый уровень использования ресурса (его удельный расход) на конечный результат или регламентируют отношения по поводу распределения результатов деятельности. Комплекс норм и нормативов, используемых для разработки прогнозных и плановых документов, обоснования плановых заданий, оценки их выполнения, называется нормативной базой. В зависимости от уровня планового регулирования (народное хозяйство, отрасль, регион, предприятие) изменяется состав и содержание нормативной базы. Однако объективное единство процесса общественного воспроизводства, необходимость сопоставления норм и нормативов, которые формируются на различных уровнях управления исходя из существующей связи между ними, требуют общего организационно-методического подхода к их разработке. Это находит выражение в типовой системе прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по видам работ и затрат (экономии) ресурсов. Система норм и нормативов - это комплекс научно обоснованных материальных, трудовых и финансовых норм и нормативов, порядок и методы их формирования, обновления и использования при разработке прогнозных и плановых документов, а также организации подготовки и контроля норм и нормативов на всех уровнях прогнозно-плановой работы. Цель функционирования системы норм и нормативов состоит в обеспечении научного фундамента прогнозных и плановых документов, их пропорциональности и сбалансированности, глубоком выявлении и учете резервов производства, способствующих повышению его эффективности. Социальные нормы и нормативы. Сюда включаются нормы и нормативы потребления населением отдельных материальных благ и услуг; обеспеченности населения жильем, коммунально-бытовыми и транспортными услугами; развития здравоохранения, науки, культуры, образования; развития торговли и общественного питания; уровня жизни. Финансово-экономические нормы и нормативы.: нормы и нормативы отчислений от прибыли; нормативы оборотных средств; нормы амортизационных отчислений, платы за кредит; ставки налога на добавленную стоимость; акцизы и другие. Нормы и нормативы капитальных вложений и продолжительности инвестиционного цикла: нормативы удельных капитальных вложений, эффективности капитальных вложений; нормы и нормативы продолжительности строительства, строительного задела, технологической структуры капитальных вложений, продолжительности проектирования. Нормы и нормативы расхода и запасов сырья, материалов, топлива и энергии: нормы и нормативы расхода материальных ресурсов на основное производство, ремонтно-эксплуатационные нужды, запасов материальных ресурсов, расхода материальных ресурсов на капитальное строительство. Нормы и нормативы затрат труда и заработной платы.: нормы времени, выработки, численности, обслуживания; показатели полной трудоемкости (в натуральных единицах измерения); нормы затрат заработной платы; нормы использования и прироста трудовых ресурсов. Нормы и нормативы использования и потребности в оборудовании.: нормы и нормативы потребности в оборудовании для определения парка и замены изношенного; для определения потребности на комплектование продукции машиностроения и создание обменного фонда; для определения потребности в оборудовании на нужды капитального строительства и формирование плановых переходящих запасов в капитальном строительстве. Нормы и нормативы охраны окружающей среды.: нормы и нормативы охраны воздушного бассейна, охраны и рационального использования флоры и фауны, водных ресурсов, земель; запасов природных ресурсов. Нормы производства. В своем современном виде эта подсистема менее других приемлема для практического использования в условиях переходной экономики. В процессе планового регулирования сферы производства целесообразно более углубленное применение нормативного метода. Нормы распределения. Это наиболее активная часть системы по своему воздействию на отношения между участниками экономической деятельности по поводу распределения ее результатов: нормы отчислений от прибили (дохода), налоги, нормативы формирования различных фондов и другие. Нормы обмена. Предназначены для нормативного управления обращением товарно-денежных ценностей: разные виды цен, тарифы, квоты и другие инструменты, разрабатываемые в соответствии с территориальной или ведомственной принадлежностью субъекта хозяйствования. Нормы потребления. Включают нормы производственного и непроизводственного потребления. Нормы производственного потребления. К этой группировке относится производственное потребление материально-технических, трудовых, финансовых и природных ресурсов. Нормы непроизводственного потребления. Эта группировка включает социально-экономические нормы. Они призваны обеспечить нормативное управление потреблением материальных благ и услуг для населения.===
===Балансовый метод исходит из того, что каждый вид продукции, работы или услуги является, с одной стороны, результатом какой-либо деятельности, а с другой стороны - ресурсом для потребления. Балансовый метод позволяет планомерно устанавливать и увязывать натурально-вещественные и стоимостные пропорции в народном хозяйстве.
Основное назначение материальных балансов заключается в увязке общественных потребностей в определенных видах продукции с ресурсами на основе рационального и эффективного их использования. В рыночных условиях они должны способствовать наиболее целесообразному распределению продукции между регионами и товаропроизводителями. Материальные балансы различаются по следующим признакам: - по периодам и стадиям разработки и исполнения - балансы на долгосрочную перспективу, на среднесрочную перспективу, на год; - по виду используемой балансовой модели - балансы однопродуктовые, многопродуктовые (сводные, комплексные, межпродуктовые) и межотраслевые; - по единицам измерения - балансы натуральные, стоимостные и натурально-стоимостные.
Основным видом материальных балансов, который используется на всех стадиях и уровнях планирования, является однопродуктовый баланс.
Однопродуктовые балансы разрабатываются по конкретными видам материальных ресурсов и должны обеспечивать равенство между объемами этих ресурсов по источникам поступления и потребностями по направлениям использования.
Сводные балансы представляют собой совокупность однопродуктовых балансов, объединенных по определенному признаку (отраслевая принадлежность, технологическое назначение продукции, взаимозаменяемость продукции и другие). При разработке сводных балансов однопродуктовые балансы приводятся к одному из видов балансируемой продукции и соответствующей единице измерения (натуральной, условной, стоимостной).
Комплексные балансы разрабатываются по группам взаимозаменяемых материальных ресурсов одной или нескольких отраслей (конструкционные материалы, топливно-энергетические ресурсы, трубы, кабельные изделия и т.п.). В таких балансах учитываются факторы производства и применения взаимозаменяемых ресурсов: техническая обоснованность и экономическая эффективность взаимозамены, региональные особенности потребления, возможность использования местных ресурсов, наличие и использование мощностей производства и транспортирования.
Межпродуктовые балансы служат орудием увязки и контроля сбалансированности производства конкретных видов продукции, на изготовление которых используется значительное количество различных видов ресурсов. Они составляются по продукции отрасли, совокупности отраслей и по народному хозяйству в целом.
Материальные балансы в натуральном выражении строятся по отдельным видам продукции в разных натуральных единицах измерения, например, баланс чугуна - в тоннах, баланс круглого леса - в куб.м. и т.д. Одновременно эти балансы являются однопродуктовыми, так как в них отражается только один вид продукции.
Стоимостные материальные балансы, то есть балансы в денежном выражении, носят по сравнению с материальными балансами в натуральном выражении более обобщенный и универсальный характер. Они всегда являются многопродуктовыми и в большей своей части разрабатываются на уровне всей отрасли или региона. В качестве примера можно привести баланс оборудования.
Натурально-стоимостные материальные балансы разрабатываются по группам однородной продукции. За единицу измерения в данном случае принимается условная единица с каким-либо определенным содержанием. Так, например, баланс топлива рассчитывается в единицах условного топлива. Этот вид балансов, как правило, носит универсальный характер. Кроме того, балансы данного вида являются многопродуктовыми, так как объединяют несколько видов продукции, хотя и однородной, на производство которой расходуются ресурсы.
Если предполагаемое количество наличных ресурсов превышает намечаемый объем их использования, то проводят следующие мероприятия:
1. Изучаются новые рынки сбыта конкретного ресурса;
2. Изменяются качественные параметры ресурса;
3. Стимулируется спрос на конкретный вид ресурса;
4. Снижается цена на ресурс. ====
===Индикативное планирование — один из методов государственного регулирования в рыночной экономике, направленный на согласование экономических интересов государственных и рыночных субъектов хозяйствования посредством одобренного всеми заинтересованными сторонами плана-индикатора социально-экономического развития страны с заложенными в нем приоритетами общенациональных интересов на ближайшую среднесрочную перспективу (3-6 лет).
Основной функцией индикативного планирования является координация, состоящая в разработке мер и механизма их реализации с учетом экономических интересов каждого участника и их взаимосвязи. Главный принцип достижения компромисса в системе интересов — равноправное взаимодействие государственных и рыночных структур, в результате которого государству удается реализовать национальные экономические интересы, а рыночным структурам— получить прибыль, следуя выполнению совместно разработанных экономических показателей индикативного плана.
Информирование, ориентация, стимулирование хозяйствующих субъектов на выполнение плановых заданий в тех или иных формах имеет место как в системе централизованного, так и индикативного планирования.
Существенная особенность индикативного планирования состоит в непосредственной вовлеченности в разработку плана и согласование интересов участников планового процесса на равноправной основе.
В условиях советской системы государство выступало единственным собственником всех материальных условий производства, и оно не только определяло, но и диктовало все условия хозяйствования.
В рыночной экономике такая система объективно сохраняется в рамках отдельного предприятия, в котором собственность на условия и результаты производства принадлежат одному физическому лицу — хозяину.
Индикативное планирование выступает одновременно и методом государственного регулирования рыночной экономики, и методом ее саморегулирования. Индикативное планирование призвано корректировать как дефекты собственно рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в рыночные воспроизводственные процессы.
Главными целями, преследуемыми правительствами при разработке индикативных планов, являются подъем национальной экономики, поддержание экономически эффективного устойчивого экономического роста на основе реализации мировых достижений НТР, стимулирование изменений в структуре производства для выполнения поставленных в плане задач, создание новых рабочих мест, повышение доходов всего населения. Существенное место отводиться разработке внешнеэкономической политики и механизма повышения конкурентоспособности национальных товаров на мировом рынке.
Наибольшее распространение индикативное планирование получило в странах с повышенной долей государственного сектора в общей структуре предприятий всех форм собственности .
При исследовании сущности, функций, механизма индикативного планирования в зарубежных странах отечественная экономическая наука опирается в основном на опыт Франции.Французское индикативное планирование четко ориентировано на инвестиционную деятельность, что вполне понятно, если посмотреть на долю государства в капвложениях в основной капитал.
Эффективность системы индикативного планирования может быть оценена по двум направлениям. Во-первых, путем сравнения плановых показателей с фактически полученными в стране за планируемый период. Во-вторых, на основе сравнения основных национальных макроэкономических показателей (темпы экономического роста, уровень производительности труда, рост доходов населения и др.) своей страны с аналогичными показателями других стран, примерно равных по уровню экономического развития, но где индикативное планирование отсутствует.
Индикативное планирование, рассматриваемое как совокупность процедур согласования процессов воспроизводства, реализуется на разных уровнях управления:
- на макроэкономическом уровне – в виде разрабатываемых государственными органами хозяйственного управления прогнозов, бюджетных планов и программ;
- на региональном и территориальном уровне – в виде разрабатываемых властными структурами субъектов Федерации региональных прогнозов, программ и бюджетных планов;
- на микроэкономическом уровне – в виде стратегических планов развития предприятий как юридических лиц.===

URL
   

ЭТО СЕССИЯ!!!

главная