12:57 

Гос регулирование с 1 по 6

=== В национальной экономике государство выступает в качестве регулятора хозяйственных отношений. Современные развитые экономики являются смешанными. Это значит, что саморегулирование в них в той или иной мере дополняется регулированием общественного производства со стороны государства. Государственное регулирование экономики – это одна из основополагающих форм участия государства в национальной экономике, включающая в себя воздействие на ключевые этапы процесса распределения доходов и ресурсов, темпы экономического роста, уровень жизни населения, для чего институтами государства используются исполнительные, законодательные и контролирующие методы. Потребность в участии государства в национальной экономике объясняется тем, что она не способна к социально справедливому распределению доходов – национального богатства. Вместе с заботой о социально незащищенной части населения в его прямые обязанности входит финансирование фундаментальных научно-технических разработок – только государство обладает достаточными ресурсами для этого. К функциям государства в национальной экономике в первую очередь стоит отнести: 1.формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность хозяйствующих субъектов. Государство является единственным субъектом в национальной экономике, который обладает достаточными ресурсами и правами, необходимыми для установления правового поля, регулирующего хозяйственную деятельность, свода законов, которые определяют правила поведения хозяйствующих субъектов. Регулирование монополизма является одной из основных областей деятельности государства; 2.формирование условий устойчивого роста национальной экономики; 3.искусственное распределение и перераспределение ресурсов – национального богатства.
В условиях переходной экономики государство реализует следующие функции: 1.создает условия для эффективного функционирования национальной экономики. Так как государство является экономическим субъектом, то оно объективно стремится к повышению эффективности своего функционирования – минимизации затрат при максимизации результатов. При реализации этой функции оно направляет свои действия на минимизацию государственных расходов до предела, который позволяет создать режим эффективного функционирования социальной, политической и экономической сфер общества и экономических субъектов; 2.перераспределяет ресурсы – национальное богатство, по причине всегда присутствующей в национальной экономике неравномерности распределения доходов. В переходной экономике реализация этой функции представляется достаточно сложной в связи с необходимостью трансформации существующей экономической структуры, для чего государству необходимо привлечение значительных ресурсов; 3.регулирует деятельность хозяйствующих субъектов с помощью создания и изменения существующей нормативно-правовой базы. Так как экономическая деятельность является новой для хозяйствующих субъектов, возникает необходимость создания адекватного законодательства в интересах экономического роста в условиях переходной экономики; 4.стабилизирует ситуацию. Это функция наиболее актуальна для переходной экономики, так как экономический спад наносит существенный вред уровню жизни населения. В переходной экономике на выполнение этой функции направляется значительная часть государственных ресурсов, и только после ее реализации на должном уровне можно говорить о переходе к другим функциям; Основными методы государственного регулирования национальной экономики являются: 1.прямые методы; 2.косвенные методы;3.внешнеэкономическое регулирование.Прямые методы государственного регулирования: хозяйственная деятельность государства, представленная государственным сектором экономики, который имеет достаточно большие масштабы в экономически развитых странах. Обычно государство берет под свой контроль те отрасли, которые требуют значительных инвестиций. К прямым механизмам относятся и нормативно-правовые методы государственного регулирования. Прямое государственное регулирование может быть реализовано и в виде прямых инвестиций в приоритетные отрасли, с помощью субвенций, субсидий и дотаций. Оно обычно направлено на регулирование хозяйственной деятельности, что существенным образом искажает действие рыночных механизмов, что не всегда приводит к благоприятным последствиям. В него также включаются и расходы на создание и поддержание функционального состояния социальной инфраструктуры – здравоохранения, образования, науки и т. д. Косвенные методы государственного регулирования – это такие методы воздействия государства на экономику, которые позволяют достигнуть поставленных целей без прямого вмешательства государства и опираются на основные закономерности функционирования национальной экономики. Обычно они направлены на поддержание нормального уровня занятости, стимулирование увеличения вывоза товаров, формирование в интересах населения стабильного ценообразования, устойчивых темпов экономического роста, перераспределение ресурсов, стимулирование инвестиционного процесса. Основным способом достижения поставленных целей является фискальная и денежно-кредитная политика. Фискальная политика осуществляется через государственный бюджет посредством изменения его доходной и расходной частей. Денежно-кредитная система построена на регулировании и регламентации денежного обращения.
Налоговая система входит в перечень основных косвенных механизмов государственного регулирования экономики. С ее помощью происходит формирование бюджета – его доходной части. ===
===Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. Основные объекты государственного регулирования экономики - это: - экономический цикл; - секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; - условия накопления капитала; - занятость; - денежное обращение; - платежный баланс; - цены; - НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей); - условия конкуренции; - социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение; - подготовка и переподготовка кадров; - окружающая среда; - внешнеэкономические связи. Важнейшим объектом ГРЭ является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, поэтому ГЭП поощрения накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства. Одновременно государственное регулирование накопления посредственно служит и другим объектам ГРЭ.
Регулирование занятости – это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Это соотношение должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду.
Основная направленность регулирования денежного обращения – борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты – условия накопления, социальные отношения.
Состояние платежного баланс является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, а также путем торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.
Еще один из основных объектов регулирования – цены. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.
Наряду с хозяйственными объектами под постоянным вниманием государственных регулирующих органов находятся условия существования и воспроизводства существующего строя, отношения собственности и конкуренции. Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.
Так же существуют опосредующие цели, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами ГРЭ. Цель – выравнивание экономического цикла – направлена на объект, т.е. на экономический цикл, совершенствование отраслевой и региональной структур хозяйства – на секторальную, отраслевую и региональную структуры; улучшение окружающей среды и т.д.
Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.
Носители хозяйственных интересов – это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, видам деятельности при аналогичных доходах, профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственным аппаратом, регулирующим хозяйство. Рекомендации, советы, консультации, различные каналы влияния этих выразителей хозяйственных интересов на органы государственного экономического регулирования – это вторая линия связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой.
Политические партии в отличие от выразителей экономических интересов действуют под знаменем общенациональных интересов.
Третья линия – это трансформации частных экономических интересов в ГЭП.
Исполнителями хозяйственных интересов являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. В государствах с федеративным устройством существует федеральные и местные парламенты и правительства, защищающие соответственно общегосударственные и местные экономические интересы.====
===Основными методы государственного регулирования национальной экономики являются:
1.прямые методы;
2.косвенные методы;
3.внешнеэкономическое регулирование.
Прямые методы государственного регулирования являются наиболее распространенными по причине своей действенности. Основной их формой является хозяйственная деятельность государства, представленная государственным сектором экономики, который имеет достаточно большие масштабы в экономически развитых странах. Обычно государство берет под свой контроль те отрасли, которые требуют значительных инвестиций, например, атомную энергетику, воздушный и морской транспорт.
К прямым механизмам относятся и нормативно-правовые методы государственного регулирования. Примером их использования может служить принятие нормативно-правового акта, устанавливающего правила поведения хозяйствующих субъектов в определенной сфере национальной экономики. Это наиболее распространенный механизм, так как он не требует для реализации привлечения значительных объемов ресурсов.
Прямое государственное регулирование может быть реализовано и в виде прямых инвестиций в приоритетные отрасли, с помощью субвенций, субсидий и дотаций. Оно обычно направлено на регулирование хозяйственной деятельности, что существенным образом искажает действие рыночных механизмов, что не всегда приводит к благоприятным последствиям. В него также включаются и расходы на создание и поддержание функционального состояния социальной инфраструктуры – здравоохранения, образования, науки и т. д. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет — это доходы и расходы центрального правительства и местных властей
Косвенные методы государственного регулирования – это такие методы воздействия государства на экономику, которые позволяют достигнуть поставленных целей без прямого вмешательства государства и опираются на основные закономерности функционирования национальной экономики. Обычно они направлены на поддержание нормального уровня занятости, стимулирование увеличения вывоза товаров, формирование в интересах населения стабильного ценообразования, устойчивых темпов экономического роста, перераспределение ресурсов, стимулирование инвестиционного процесса. Основным способом достижения поставленных целей является фискальная и денежно-кредитная политика. Фискальная политика осуществляется через государственный бюджет посредством изменения его доходной и расходной частей. Денежно-кредитная система построена на регулировании и регламентации денежного обращения.
Налоговая система входит в перечень основных косвенных механизмов государственного регулирования экономики. С ее помощью происходит формирование бюджета – его доходной части.===
===Структура национальной экономики – это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики. Выделяют следующие виды структуры национальной экономики:
•домашнее хозяйство, подразумевающие рассмотрение структуры национальной экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами. Домашние хозяйства являются мощным экономическим субъектом, производящим значительную часть национального богатства, влияющим на характер других взаимосвязей;
•социальная структура, исходящая из деления национальной экономики на определенные сектора, которые находятся между собой в органичной взаимосвязи.
•отраслевая структура, предполагающая выделение отраслей экономики и определение характера и сущности взаимосвязи между ними. Отрасль национальной экономики – это единицы национальной экономики, в процессе общественного производства, выполняющие схожие функциональные задачи. Этот вид структурирования национальной экономики имеет большое значение, так как позволяет реализовать качественное прогнозирование экономического развития;
•территориальная структура, предполагающая анализ географического распределения производительных сил в рамках национальной экономики – разделение национальной экономики на различные экономические районы;
•инфраструктура национальной экономики, исходящая из определения рода и характера взаимодействия сфер экономики;
•структура внешней торговли, предполагающая анализ характера соотношений различных товарных групп, их импорта и экспорта.
Структура определенной национальной экономики постоянно изменяется и трансформируется. Большое влияние на это оказывает научно-технический прогресс, который изменяет характер производства, способствует возникновению новых отраслей и сфер экономики.
Структура конкретной национальной экономики формируется под влиянием множества факторов – географических, культурных, социальных, психологических и т. д.
Структурный эффект - выражение связи между индексом изменений структуры и динамикой хозяйства.
Структурный эффект возникает при прогрессивных структурных преобразованиях. Он выражает отношение между структурными сдвигами и ростом экономики.
Точно измерить его трудно, но в определенной степени обозначить можно. Структурная динамика связана главным образом с инновациями, которые обеспечивают структурное обновление производства и выпуск новых видов продукции.
Со стороны государства может быть осуществлено только опосредованное влияние на нее. В перечень стратегических задач государственной экономической политики каждой страны входит необходимость решения проблемы о том, как в конкретном историческом периоде, сходя из набора конкурентных преимуществ и слабостей развития, усилить позитивные стороны и устранить несовершенства национального хозяйства. ===
===Разработка Концепции базируется на следующих принципах:
- целенаправленность: определение функций, приоритетных для планируемого социально-экономического развития в перспективе, должно осуществляться исходя из необходимости достижения определенных социальных стандартов;
- комплексность: процесс формирования приоритетных функций планируемого развития на перспективу должен быть согласован со всей совокупностью полученных прогнозных оценок и факторов его развития;
- вариантность: разработка Концепции основывается на прогнозно-аналитических расчетах, определяющих допустимый спектр возможных вариантов развития национальной экономики; необходимо предусматривать возможность корректировки механизмов Концепции по мере развития;
- эффективность: формирование стратегического выбора социально-экономической системы осуществляется при обеспечении достижения желаемого состояния в условиях рационального использования всех видов ресурсов;
- демократичность: разработка Концепции строится на условии построения демократического социального государства: Социальное государство - это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения достойной жизни, свободного развития и самореализации творческого (трудового) потенциала личности. Под достойной жизнью человека понимается его материальная обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности, а под свободным развитием человека - его физическое, умственное и нравственное совершенствование. К разработке и формированию Концепции должны привлекаться все институты гражданского общества.
Технология разработки Концепции определяется последовательностью разработки нормативно-правовых актов:
Этап I. Организационно-подготовительная работа.
Этап II. Формирование и анализ информационной базы.
Этап III. Разработка проекта Концепции.
Этап IV. Согласование и утверждение Концепции.
Структура концепции социально-экономического развития страны определяется ее сущностью и назначением, а также общими требованиями, применяемыми к документам прогнозно-аналитического характера. Основные разделы Концепции можно представить следующим образом:
Раздел I. Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации.
Раздел II. Стратегические цели и приоритеты развития национальной экономики.
Раздел III. Основные направления реализации стратегических целей.
Раздел IV. Механизм реализации концепции развития национальной экономики.===
===Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс.
Главное условие формирования государственного бюджета заключается в том, чтобы дефицит его не превышал 10%, т. к. преодоление десятипроцентного барьера может привести к росту инфляции и утрате государственного контроля над экономикой.
В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней: - Федеральный бюджет; - бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты); - бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).
Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.
Доходы формируются за счет:- налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; - неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности; - доходов целевых бюджетных фондов.
Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.
Все расходы можно подразделить на следующие группы:- военные; - экономические; - на социальные нужды; - на внешнеполитическую деятельность; - на содержание аппарата управления.
В рыночной экономике государственный бюджет обеспечивает финансовыми ресурсами реализацию функций госу¬дарства и является основным инструментом регулирующего воздействия власти на экономическую систему общества.
Стратегия бюджетной политики представляет собой кон-центрированное направление усилий и ресурсов государства для достижения среднесрочных и долгосрочных целей социально-экономического развития. В современных условиях стратегия бюджетной политики определяется долгосрочными задачами модернизации социально-экономической системы страны.
Содержание и структура бюджетной системы зависят от ряда объективных и субъективных факторов. Среди объективных факторов выделяют преобладающую форму собственности, порядок распределения валового продукта, природные, экономические, социальные и национальные особенности страны. Среди субъективных факторов – политика правительства, приоритеты развития, внешняя экономическая ситуация, государственное устройство. Через бюджетную систему реализуются функции бюджета: распределительная и контрольная.
Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный (Национальный) банк и другие органы. Бюджетная система строится на основе следующих принципов: -единство, означающее, что государство должно иметь лишь один консолидирующий бюджет страны, объединяющий все доходы и расходы. -; полнота, достигающаяся отражением всех источников доходов и направлений расходов по каждому уровню бюджетной системы; - реальность, означающая, что в доходах отражены источники поступлений в размерах, соответствующих прогнозу развития экономики, а в расходах – направления финансирования, которые обоснованы прогнозными показателями; - гласность, предполагающая, что проекты бюджетов доводятся до общественности путем их освещения в средствах массовой информации.===

URL
   

ЭТО СЕССИЯ!!!

главная