13:35 

Региональная экономика с 19 по 24

===Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания рабочих мест, сохранение кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.
Можно выделить следующие государственные задачи в этой сфере:
- обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
- регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
- формирование эффективной структуры занятости населения;
- повышение качества создаваемых рабочих мест;
- развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
- создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
- предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы.
Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организаций собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение и переподготовку.
Государственное регулирование рынка труда осуществляется по трем направлениям:
-трудоустройство незанятого населения и оказание помощи по профподготовке (биржи труда);
-стимулирование образования гибкого рынка труда;
-социальная защита от безработицы.
Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и мн. др). Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают нестабильность рынка.
Видное место на сегодняшний день в регулировании занятости занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных.
Государственная служба занятости населения существует в стране уже свыше 15 лет, ее первоначальной задачей является оказание содействия занятости граждан. Государство реализует конституционные права граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, что, безусловно, важно для большинства из них, работающих по найму (95%) .
Меры косвенного регулирования рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и бюджетная политика правительства, совершенствование законодательства о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т.п.
Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на коньюктуру. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.===
===Развитие образования, здравоохранения и культуры являются неотъемлемой частью развития социальной инфраструктуры региона.
Формирование и поддержание здоровья населения, как важнейшего социального потенциала, обуславливается не только разнообразными факторами внешней среды, но и, прежде всего, уровнем развития здравоохранения. Медицинское обслуживание населения обеспечивается системой учреждений (больницы, поликлиники, аптеки и др.) Система здравоохранения, как важная часть социальной политики, призвана осуществлять, в первую очередь, полное обеспечение людей всеми видами качественной, квалифицированной медико-санитарной помощью. Это достигается, прежде всего, рациональным размещением учреждений и работников медицины относительно населения.
К учреждениям здравоохранения относятся больницы, специализированные диспансеры, лечебно-профилактические и амбулаторно-поликлинические учреждения.
Особое место с позиции перспектив развития личности и общества в целом занимают объекты народного образования. В настоящее время система просвещения включает в себя разнообразные типы организаций и учреждений, деятельность которых направлена на воспитание подрастающего поколения, подготовку кадров для народного хозяйства и повышение квалификации.
К учреждениям образования относятся: общеобразовательные школы, детские дошкольные и внешкольные учреждения, высшие и средние специальные заведения, профессионально-технические училища, лицеи и т.п.
Важная роль в системе образования отведена общеобразовательной школе. Она должна готовить всестороннее развитых членов общества, осуществлять нравственное, физическое и эстетическое образование учащихся. Материальную базу школ характеризует обеспеченность учеников классными комнатами. Данный показатель имеет большое значение для определения потребности в школьных помещениях, учительских кадрах, финансовых ресурсах. От количества классов зависят и многие качественные показатели.
Региональные службы по надзору и контролю в сфере образования ежегодно проводят государственный контроль, лицензирование образовательной деятельности.
Федеральный государственный контроль качества образования осуществляется посредством проведения проверок общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, согласованным с прокуратурой области или города. Проверки проводятся в отношении различных типов образовательных учреждений.
Культурное обслуживание – сеть зрелищных предприятий (театров и кинотеатров, концертных и выставочных залов, цирков, музеев), а также клубы и дома культуры. К этой сфере можно отнести в значительной степени деятельность издательств (газетных, журнальных и книжных), работу СМИ радио и телевидения, книготорговлю.
Важную роль в повышении интеллектуального уровня населения играет библиотечное обслуживание. Степень обеспеченности библиотеками отражает показатель числа библиотек 10 тыс. жителей. Повышение культурного уровня населения во многом способствует деятельность клубных учреждений, театров, кинотеатров и т.д. Большую просветительную работу выполняют Дома культуры и клубы.
Социальная инфраструктура создает предпосылки для воспроизводства рабочей силы, следит за здоровьем и образованием, обеспечивает продовольственными и промышленными товарами, через сеть торговых учреждений, поддерживает культурно-нравственный потенциал людей. В целом деятельность социальной инфраструктуры направлена на удовлетворение потребностей людей.===
===Инвестиционная политика является одним из неотъемлемых элементов экономической политики. Осуществление эффективной инвестиционной политики во многом зависит от правильности стратегии и тактики общеэкономических реформ как на макро-, так и на микроуровне. Многие регионы России, обладая мощным инвестиционным потенциалом, не умеют его эффективно использовать по причине низкой адаптивности к инвестициям.
Под адаптацией региона к инвестициям понимается приспособление региона как экономической системы к реальным экономическим условиям. Можно различать пассивную адаптацию региона, когда регион реагирует на изменение экономической среды, и активную, когда осуществляется инвестиционное воздействие региона на экономическую среду (через результаты инвестиционной деятельности).
Очевидно, что цели и задачи региональной инвестиционной политики, а также формы и методы ее реализации в различных регионах могут не совпадать. Вместе с тем существуют общие цели и задачи инвестиционной политики, справедливые для всех регионов РФ: 1) создание и упрочение инвестиционной культуры и цивилизованного инвестиционного рынка;2) относительное выравнивание условий социально-экономического развития регионов;3) максимальное использование конкурентных преимуществ регионов, в том числе природных и ресурсных;4) приоритетное развитие производств, имеющих стратегически важное значение для экономики региона и страны в целом.
В российских условиях инвестиционная политика призвана обеспечивать вовлечение в хозяйственный оборот новых территорий и ресурсов, сближение уровней развития регионов. Однако, региональные власти не оказывают серьезного влияния на протекание инвестиционных процессов и фактически не управляют ими. Во многих регионах России существует ряд преград на пути привлечения инвестиций:
-низкая эффективность использования имеющегося экономического потенциала региона и государственной собственности;
- высокие административные барьеры;
- высокая доля теневой экономики и непрозрачность финансовых потоков субъекта Федерации;
- трудности на пути финансовых потоков и проблема неплатежей;
- отсутствие механизма привлечения инвестиций.
Региональная инвестиционная политика определяется как внешними (политическая ситуация в стране, общеэкономическая ситуация, состояние национального финансового рынка, надежность контрагентов), так и внутренними (выбранная инвестиционная стратегия, обеспеченность инвестиционными ресурсами, квалификация кадров, существующая система управления) факторами, обусловливающими решение комплекса задач по стабилизации политической ситуации в регионе, снижению инфляции, повышению привлекательности корпоративных инвестиций. Причем, в каждом конкретном регионе эта политика должна учитывать его конкурентоспособность, роль в экономическом пространстве России, способность обеспечить достойный уровень жизни населения и реализовать имеющийся в регионе экономический потенциал.
В ходе формирования и реализации инвестиционной политики региона представляется целесообразным соблюдение следующих принципов:
-доброжелательности во взаимоотношениях с иностранными инвесторами,
-сбалансированности публичных и частных интересов,
-информационной открытости для всех инвесторов,
-ясности и простоты инвестиционного процесса,
-равноправия инвесторов,
-объективности и здравого экономического смысла в принимаемых решениях,
-неизменности установленных правил и своевременного и четкого выполнения своих обязательств,
-поддержки и стимулирования инвесторов.
Грамотно сформированная информационная инфраструктура способна значительно облегчить решение поставленных задач.===
===Реализация государственной промышленной политики должна практически осуществляться на уровне отдельных регионов субъектов Российской Федерации с учетом их специфических условий и возникших в связи с переходом к рынку проблем. Кризис в экономике России обострил ряд проблем, стоящих перед экономикой всех регионов, в том числе перед Ростовской областью. Падение производства в промышленной области за годы реформ почти на 20 пунктов было выше, чем в промышленности России в целом. Сложным, а в большинстве случаем и неудовлетворительным, является финансовое состояние промышленных предприятий. Целью промышленной политики Ростовской области является обеспечение роста производства за счет поддержки и развития современных, конкурентоспособных производств и видов хозяйственной деятельности, свертывания, ликвидации или реструктуризации неэффективных предприятий, формирования новой отраслевой структуры промышленности, приспособленной к спросу на внешнем и внутреннем рынках, а так же к реальным потребителям региона и условиям межрегиональной конкуренции. Основными направлениями региональной промышленной политики определены: - содействие реализации федеральных и областных программ развития промышленной отрасли; - поддержка рациональных межотраслевых экономических связей между предприятиями на основе долгосрочных контрактов и целевых соглашений; - стимулирование процессов реструктурирования промышленных предприятий; - восстановление региональных торгово-экономических связей предприятий области и предприятий стран СНГ; - привлечение к сотрудничеству с областным промышленным комплексом ведущих корпораций страны; - формирование и размещение областных правительственных заказов на поставку социально-значимой продукции; - развитие форм организационного взаимодействия между территориальными органами власти и основными акционерами-собственниками и директорским корпусом. В числе важнейших проблем реализации региональной структурной промышленной политики стоит проблема изыскания финансовых ресурсов и повышений инвестиционной привлекательности. В Ростовской области создана система мониторинга, позволяющая сформировать подробные досье на предприятия и затем на основе полученных данных выработать основные принципы областной промышленной политики, а также определить те хозяйствующие субъекты, поддержка которых сможет заложить основу для подъема экономики всей области. Обследованиями было охвачено около 350 градообразующих и бюджетообразующих предприятий, которые были разбиты на четыре группы. В первую - вошли хозяйствующие субъекты с высокой платежеспособностью, отсутствием задолженности по заработной плате и просроченной задолженности по платежам в бюджет. Кроме того, предприятия этой группы характеризовались экономическим ростом. Вторую группу составили предприятия, имеющие положительную платежеспособность, с задолженностью по заработной плате не более трех месяцев и просроченной задолженностью бюджету, которая не возрастает, либо даже сокращается. Объем производства здесь также имеет положительную динамику. В третьей группе оказались предприятия, которые сталкиваются с серьезными финансовыми проблемами. Просроченная задолженность бюджету у них имеет тенденцию к росту, а объемы продукции снижаются. Четвертая группа включает предприятия, характеризующиеся глубоким спадом производства, нарастанием задолженности по платежам в бюджет и оплате труда. Многие из них имеют отрицательную платежеспособность. Создание системы мониторинга стало важным инструментом промышленной политики, проводимой администрацией Ростовской области, без чего трудно было бы выработать эффективную стратегию финансовой поддержки предприятий, многим из которых не под силу самим остановить постоянно продолжающийся спад производства.===
===Эффективность инвестиционной политики в федеральном государстве во многом зависит от того, насколько при её формировании учтены макроэкономический и региональный аспекты, согласованы и стратегически сориентированы на достижение общих экономических результатов интересы центра и регионов.
В условиях формирования рыночной модели хозяйствования государственная региональная инвестиционная политика базировалась на общих принципах децентрализации инвестиционного процесса. Реализация этого курса на практике применительно к регионам явилась основой возрастания их роли в инвестиционном процессе и активизации их собственной инвестиционной политики.
Активизация региональной инвестиционной политики опосредована следующими аспектами: преодоление несовершенства федерального инвестиционного законодательства, создание благоприятного климата для притока инвестиций в локальных рамках региона. В этом контексте региональные органы власти стали проявлять значительную активность в улучшении инвестиционного климата, создании зон наибольшего благоприятствования, предоставлении различных налоговых льгот, развитии лизинговой деятельности, кредитной поддержки инвестиций.
В целом, процесс формирования регионального инвестиционного законодательства был направлен на совершенствование и дополнение в рамках компетенции региональных органов власти федеральной нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности.
С активизацией инвестиционной политики регионов возникает ряд проблем, связанных с углублением межрегиональных противоречий. В их числе – усиление конкуренции за привлечение инвестиционного капитала, возрастание дифференциации уровней социально-экономического развития, разрыв единого инвестиционного пространства. Российские регионы характеризуются высокой степенью экономической неоднородности, а, следовательно, и различием возможностей привлечения инвестиционных ресурсов.
Многообразие форм и методов стимулирования инвестиций, отсутствие унифицированных схем продвижения проектов затрудняют активизацию инвестиционного процесса. Для инвесторов, особенно иностранных, первостепенное значение имеют стабильность экономики государства в целом, поэтому при принятии инвестиционных решений учитываются в первую очередь не региональные, а страновые риски.
Мировой опыт показывает, что основные потоки средств стратегических инвесторов устремляются не столько туда, где созданы максимальные налоговые льготы, сколько в страны, экономика которых стабильно и последовательно развивается на собственной, внутренней основе, так как здесь можно рассчитывать на сохранность вложений, устойчивую прибыль и дальнейшие перспективы.
Формирование инвестиционной политики на основе анализа, систематизации и унификации федерального и регионального инвестиционного права с учётом, во-первых, региональной специфики РФ, во-вторых, рассмотренных на практике как отечественных достижений, так и мирового опыта, будет способствовать уменьшению дифференциации уровней развития регионов.
Таким образом, активизация инвестиционной политики регионов в условиях формирования рыночных отношений в России была вызвана попытками регионов преодолеть несовершенство федеральной инвестиционной политики, создать более благоприятный климат, обеспечивающий приток инвестиций в регионы.
Помимо положительных последствий активизации инвестиционной политики регионов возник ряд проблем, связанных с углублением межрегиональных противоречий: дифференцированность инвестиционной среды, разнообразие форм и методов стимулирования инвестиций, отсутствие унифицированных схем продвижения инвестиционных проектов.
Решение этих проблем предполагает учёт при формировании инвестиционной политики макроэкономического и регионального аспектов, согласование интересов федерального центра и регионов, их ориентацию на достижение общих экономических результатов.===
===Концептуально-методологический подход к исследованию структурно-инвестиционной политики, в том числе в промышленности, рассматривающий ее в составе интегрированных понятий более общего характера -экономической и промышленной политики, предопределяет объективную необходимость адекватности модели структурно-инвестиционной политики (ее содержания, приоритетов, обеспечивающих механизмов на всех уровнях управления) принимаемой в стране модели экономического развития, а также модели (концепции) развития индустриальной системы. Выбор этих моделей, в свою очередь, обусловлен наличием множества условий, предпосылок и факторов экономического, исторического, социально-культурного и другого характера. Построение модели структурно-инвестиционной политики теоретически ограничено рамками двух основных применяемых в настоящее время моделей государственного регулирования экономики: либеральной и дирижистской. В реальной практике реализуются, как правило, различного рода смешанные модели. Построение действенной структурно-инвестиционной политики становится возможным, если в стране имеется разработанная концепция развития экономики и промышленности, в которой определены генеральная цель и стратегия развития промышленного комплекса страны, отражено четкое видение того, на формирование какой модели промышленного развития должна быть направлена структурно-инвестиционная политика государства. В соответствии с выбранной моделью развития индустриальной системы строится адекватная ей система приоритетов структурно-инвестиционной политики. Мировой опыт показывает, что модернизация индустриальной системы, как правило, ориентирована на один из приоритетных элементов конечного спроса, что определяет четыре ее основных типа или модели: S модель I - потребительски ориентированная, с опорой на насыщение первичных потребностей; S модель II - потребительски ориентированная, с опорой на капитальные блага; S модель III - экспортно-ориентированная; S модель IV- инвестиционно-ориентированная, в том числе связанная с импортозамещением. Модель I преимущественно используется в странах с низким исходным уровнем насыщения первичных потребностей (Индия, Китай). Эта модель предусматривает, как правило, включение в состав структурного ядра сектора сельскохозяйственного производства и сопряженных с ними отраслей. Модель II характерна для стран с высоким уровнем насыщения потребностей, переходящим к новым потребительским стандартам и ориентирам (США, Германия). Структурное ядро их модернизации составляют отрасли потребительских секторов, использующие высокие технологии и производящие предметы потребления, в первую очередь технически сложные товары длительного пользования. В рамках модели III стратегическая цель - расширение экспорта промышленных товаров с высокой степенью обработки (и соответственно с высокой долей добавленной стоимости), что позволяет ориентировать промышленность на продвинутые технико-технологические и организационные стандарты, проводить диверсификацию промышленного производства. Модель III, как правило, предполагает встречный импорт технологий и отдельных компонентов производства. Это направление развития выбрали страны Юго-Восточной Азии.
Ведущими направлениями модернизации, ориентированной на достраивание индустриальной системы (инвестиционно-ориентированная модель IV), являются: повышение технико-технологического уровня экономики и ресурсозамещение, т.е. переориентация с дефицитных ресурсов на недефицитные. Возможно также достраивание индустриальной системы до органической целостности, например, развивая импортозамещение. Модель IV является капиталоемкой, инвестиционная составляющая такой модели играет важную роль в реализации данной стратегии. Практическая реализация концептуально-методологического подхода к исследованию структурно-инвестиционной политики, предполагающего адекватность модели структурно-инвестиционной политики концепции экономического и промышленного развития страны, существенно затруднена из-за отсутствия единых подходов к решению сложных проблем. В значительной степени по этой причине в течение всего реформационного периода не удалось выработать общественно признанную, теоретически ясную и практически действенную промышленную политику Принцип комплексности и целостности структурно-инвестиционной политики предусматривает: во-первых, комплексный подход как основу проведения структурно-инвестиционной политики, определения системы ее приоритетов и будущего структурного образа народного хозяйства России и ее регионов, означающий отказ от искусственного разделения социальной и экономической сфер при проведении экономических реформ, подход к социально-экономической сфере как сложной системе, все элементы которой взаимосвязаны; во-вторых, согласованность и взаимодействие между двумя составляющими структурно-инвестиционной политики - структурной и инвестиционной. Этим подчеркивается значимость не только отбора или декларирования тех или иных приоритетов структурной перестройки, но и четкой увязки с ними всех возможных направлений и механизмов государственной инвестиционной политики; в-третьих, рыночное взаимодействие инвестиционной сферы и отраслей производственного комплекса, осуществляемое через развитие рыночных отношений и создание соответствующей информационной базы, которое включает взаимосвязи рынков финансовых ресурсов, рабочей силы и товаров и услуг на основе рыночных категорий - спроса, предложения, цены, конкуренции и др. Данное взаимодействие объективно выходит за рамки государственной структурно-инвестиционной политики.
в-четвертых, преодоление разобщенности структурно-инвестиционных мер и стимулируемых институциональных изменений, также отражающее внешний уровень комплексности структурно-инвестиционной политики.===

URL
Комментарии
2014-11-30 в 19:47 

~ДоМиСоль~
Существует только Любовь. Просто она проявляется по-разному. Иногда её называют дружбой, а иногда любовью, но основа остается прежней.
Спасибо, вы спасли мне жизнь)))
Я просто убиваюсь из-за этой региональной экономики.

     

ЭТО СЕССИЯ!!!

главная