===Сырьевая база угольной промышленности Ростовской области представлена запасами каменных углей восточной части Донецкого бассейна. Восточный Донбасс - один из старейших угольных бассейнов России. Добыча сырья осуществляется подземным способом. Основная продукция - энергетические угли и топливо для коммунально-бытовых нужд. Угольная сырьевая база Восточного Донбасса, расположенного на территории Ростовской области, оценивается в 28,2 млрд. тонн. Балансовые запасы подсчитаны до глубины 1500 метров, что в среднем соответствует абсолютной отметке – 1300 метров. Прогнозные ресурсы углей, составляющие 52 процента ресурсного потенциала, оценены до глубины 1800 метров.
В недрах Восточного Донбасса содержатся запасы углей всех видов: бурые – 0,4 процента от общего количества балансовых запасов тонн ; каменные – 13,2 процента (в том числе коксующиеся – 3,8 процента) и антрациты – 86,4 процента.
Ростовская область относится к числу регионов, в которых в процессе реструктуризации угольной промышленности осуществлено широкомасштабное закрытие горнодобывающих предприятий. Большинство шахт области эксплуатировались значительное количество лет, в основном отработали благоприятные запасы, имели многоступенчатую транспортную цепочку, сложные схемы проветривания и, по объективным причинам, не могли эффективно работать в новых экономических условиях.
С начала реструктуризации количество действующих шахт Восточного Донбасса сократилось с 64 в 1995 году до 13 в 2011 году. Закрыты все угольные предприятия в городах Новошахтинск и Шахты. Уровень безработицы в шахтерских территориях один из самых высоких в области. Добыча угля в Ростовской области снизилась в разы.
Серьезной проблемой стало обеспечение занятости трудящихся, высвобожденных с предприятий угольной отрасли. Уровень безработицы в шахтерских городах и районах области самый высокий.
Основными проблемами развития эффективных угольных предприятий являются:
- сложность привлечения долгосрочных инвестиций, в том числе кредитных, для реконструкции действующих мощностей и строительства новых угольных производств; - значительный удельный вес затрат (до 30 процентов стоимости проекта) на строительство и реконструкцию объектов инженерной инфраструктуры (транспорт, энергоснабжение, водоснабжение и водоотведение) двойного назначения (оказывающих услуги угольному предприятию, сторонним предприятиям и близлежащим муниципальным образованиям); - необеспеченность отрасли рабочими и инженерными кадрами на период строительства и последующей эксплуатации угледобывающего предприятия.
В группе проблемных предприятий к перечисленным трудностям в работе добавляются: - изношенность объектов шахтной инфраструктуры и выемочного оборудования; - отставание в развитии горных работ; - удаленность очистных забоев, необходимость поддержания большого объема горных выработок, многоступенчатость транспортной цепочки, сложные схемы проветривания; - низкий уровень заработной платы, при высокой ее составляющей (30 – 40 процентов) в структуре себестоимости продукции.
Большинство действующих и находящихся на консервации шахт проработали 50 и более лет, отработали наиболее благоприятные запасы, имеют сложную инфраструктуру и, соответственно, высокие производственные затраты. Продление их сроков службы связано со значительными финансовыми затратами.
Перспективу работы каждого предприятия необходимо рассматривать детально с учетом возможного повышения эффективности предприятия, его конкурентоспособности на рынке угля и возможностей финансирования проектов. Целесообразно выделить перспективную группу шахт, предусмотрев меры по их развитию. По предприятиям, повысить эффективность работы которых не представляется возможным, осуществить доработку подготовительных запасов с минимальными затратами. Высвобождаемый персонал использовать для укомплектования перспективных предприятий.
Будущее Восточного Донбасса связано со строительством новых высокорентабельных шахт.
Суммарная мощность обогатительных фабрик области по переработке горной массы в настоящее время составляет 11,9 млн. тонн и практически в 2 раза перекрывает потребности угольных компаний области по обогащению, вследствие чего часть обогатительных фабрик работает на привозных углях. По мере строительства в области новых шахт обогатительные фабрики будут переводиться на переработку местного угля.
Основой развития угольной промышленности Восточного Донбасса является оценка перспектив спроса на уголь, исходя из прогнозируемой конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков с учетом цены и качества продукции. При этом необходимо понимать, что «старые» шахты не смогут эффективно конкурировать с продукцией других регионов за пределами области и, в основном, даже после реконструкции и оптимизации производства, будут работать на внутреннее потребление в Ростовской области либо на экспорт за счет высоких потребительских свойств добываемого угля. В то же время по мере строительства новых эффективных шахт будет усиливаться конкуренция и внутри области.
Наиболее перспективным направлением остается строительство новых шахт современного технического уровня с достижением производительности труда не ниже среднего российского уровня.
Перспективные уровни добычи угля будут определяться параметрами спроса на российский уголь внутри страны и за рубежом. Ожидается, что в результате опережающего роста цен на природный газ спрос на уголь внутри страны будет возрастать опережающими темпами. Конъюнктура мировых энергетических рынков также будет способствовать росту экспорта российских энергетических углей.===
===Социальная инфраструктура - совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Сюда относятся: жилье, его строительство, объекты социально-культурного назначения, вся сфера жилищно-коммунального хозяйства, предприятия и организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания; предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом; розничная торговля, общественное питание, сфера услуг, спортивно-оздоровительные учреждения; пассажирский транспорт и связь по обслуживанию населения; система учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера (юридические консультации, нотариальные конторы, сберегательные кассы, банки) и др. Под социальной инфраструктурой подразумевают совокупность таких отраслей, как наука, образование, торговля, здравоохранение, общественное питание, социальная защита населения, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь и др. В свою очередь, каждая отрасль также имеет свою, характерную для нее, отраслевую инфраструктуру.
По форме социальная инфраструктура предстает как совокупность предприятий различных форм собственности и различных отраслей, объединенных функцией производства услуг населению. По содержанию социальная инфраструктура является сложной, многоуровневой, иерархической мегасистемой, включающей элементы различной степени развитости, масштабности, функционального назначения. Как явление социальная инфраструктура представляет собой определенный способ удовлетворения потребностей населения в услугах. Сущность социальной инфраструктуры есть отношения по поводу удовлетворения потребностей населения в особом социально-экономическом продукте – услугах. Особенным для отраслей социальной инфраструктуры является территориальная локализация потребления услуг.
Функции социальной инфраструктуры: - Воспитание подрастающего поколения, получение квалификации, переквалификации (просвещение, образование); - Увеличение продолжительности периода работоспособности (здравоохранение); - Предотвращение снижения производительности труда в течение рабочего дня (общественное питание, пассажирский транспорт); - Обеспечение условий для отдыха работников, повышение их культурного уровня (жилищное хозяйство, культура, искусство).
Социальная инфраструктура представляет собой часть производительных сил общества, которые направлены на создание необходимых условий для эффективного функционирования работников в процессе производства. Главной задачей социальной инфраструктуры является дальнейшее улучшение социально-бытовых условий населения. Социальная инфраструктура включает социально-бытовую и социально-духовную инфраструктуры. В социально-бытовую входят некоторые элементы материального производства в торговле, общественном питании, производственные услуги бытового обслуживания и др. В отраслевой классификации социальная инфраструктура представлена образованием, здравоохранением, физической культурой и спортом, культурой и искусством, розничной торговлей и общественным питанием, жилищно-коммунальным хозяйством, бытовым обслуживанием, транспортом и связью по обслуживанию населения. Каждая отрасль имеет свои особенности развития и размещения/
Обеспеченность жильем населения определяется, исходя из потребности квадратных метров общей площади жилья на данный период. Она складывается из численности населения и санитарно-гигиенической нормы на одного жителя по каждому населенному пункту. Также уровень развития жилищного хозяйства определяется и другими показателями, которые характеризуют стоимость жилищного фонда, благоустройство и его уровень.
Бытовое обслуживание – это обширная группа отраслей, в которых можно выделить, прежде всего, отрасли «производственные», производящие материальные ценности и относящиеся одновременно к сфере обслуживания и к сфере материального производства. Необходимые звенья повседневной жизни – торговля и общественное питание, которое включает в себя сеть магазинов, киосков, палаток, передвижная торговля; столовые, кафе, рестораны и др. Постоянная потребность населения в услугах данных отраслей обуславливает такую особенность размещения предприятий торговли и общественного питания, как непосредственная близость к потребителю. Особое место в социально-бытовой сфере занимают транспорт и связь по обслуживанию населения, средства массовой информации, так как они обеспечивают разнообразие так называемых «выходов» населения за пределы микросреды постоянного проживания.
К учреждениям здравоохранения относятся больницы, специализированные диспансеры, лечебно-профилактические и амбулаторно-поликлинические учреждения. Особое место с позиции перспектив развития личности и общества в целом занимают объекты народного образования. В настоящее время система просвещения включает в себя разнообразные типы организаций и учреждений, деятельность которых направлена на воспитание подрастающего поколения, подготовку кадров для народного хозяйства и повышение квалификации.
Культурное обслуживание – сеть зрелищных предприятий (театров и кинотеатров, концертных и выставочных залов, цирков, музеев), а также клубы и дома культуры. К этой сфере можно отнести в значительной степени деятельность издательств (газетных, журнальных и книжных), работу СМИ радио и телевидения, книготорговлю.
Социальная инфраструктура создает предпосылки для воспроизводства рабочей силы, следит за здоровьем и образованием, обеспечивает продовольственными и промышленными товарами, через сеть торговых учреждений, поддерживает культурно-нравственный потенциал людей. В целом деятельность социальной инфраструктуры направлена на удовлетворение потребностей людей.===
===Проблема занятости населения является одной из важнейших социально-экономических проблем. Занятость неразрывно связана как с людьми и их трудовой деятельностью, так и с производством, распределением, присвоением и потреблением материальных благ.
В теории занятость - это общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок или трудовой доход.
На практике - это соотношение между числом трудоспособного населения и числом занятых, характеризующее степень использования трудовых ресурсов общества и ситуацию на рынке труда.
В России с 1991 г. был принят Закон «О занятости населения в Российской Федерации», в котором сформулированы основные принципы занятости, придающие отношениям занятости рыночный характер:
- Первый принцип - обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда. Человеку принадлежит приоритетное право выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде.
- Второй принцип - создание государством условий для обеспечения права на труд, на защиту от безработицы, на помощь в трудоустройстве и материальной поддержке при безработице в соответствии с Конституцией РФ.
Согласно законодательству сейчас к занятому населению наряду со всеми работающими по найму, учащимися, военнослужащими отнесены также граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
К незанятому населению относятся две группы граждан:
1) добровольно незанятые граждане, живущие на средства одного из супругов, родителей и др.;
2) вынужденно не занятые граждане, которые, в свою очередь, подразделяются на: а) ищущих работу самостоятельно; б) ищущих работу с помощью служб занятости; в) безработных граждан, имеющих официальный статус и получающих пособие по безработице. Важно определить статус занятости для экономически активного населения, включая и безработных. Обычно различают пять статусов.
1. Наемные работники - это лица, работающие по заключенному письменному контракту (договору) либо по устному соглашению с руководством предприятия об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме оплату.
2. Работающие на индивидуальной основе - лица, самостоятельно осуществляющие деятельность, приносящую им доход, не использующие либо использующие наемных работников только на короткий срок.
3. Работодатели - лица, управляющие собственным предприятием либо уполномоченные управлять акционерным обществом, хозяйственным товариществом и т.п.
4. Неоплачиваемые работники семейных предприятий - лица, работающие без оплаты на семейном предприятии, владельцем которого является их родственник.
5. Лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости, - это безработные, не занимавшиеся ранее трудовой деятельностью, приносившей им доход. Сюда относятся и лица, которых затруднительно отнести к тому или иному статусу занятости.
Практическая потребность учета населения вызывает необходимость выделения видов (структуры) занятости распределения активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям экономики.
По способу участия в общественном труде занятость населения можно подразделить на занятость по найму и самостоятельную занятость.
Занятость по найму представляет собой отношения, возникающие между собственниками средств производства и работниками, не имеющими средств производства и продающими свою рабочую силу в обмен на определенную стоимость в форме заработной платы. Самостоятельная занятость для России является относительно новой формой занятости населения. Это отношения (экономические, правовые и т.д.), в которые вступают люди по поводу участия в общественно-полезном труде и которые основаны на личной инициативе, самостоятельности и ответственности, направлены, как правило, на получение трудового дохода и обусловливают самореализацию и самоутверждение личности.
По режиму рабочего времени принято выделять занятость с режимом полного рабочего времени и неполную (частичную) занятость. Занятость с режимом полного рабочего времени основывается на регламентированной продолжительности полного рабочего дня, которая в настоящее время составляет 40 часов в неделю.
По регулярности трудовой деятельности занятость подразделяется на постоянную, временную, сезонную и случайную. Постоянная (регулярная) занятость предполагает, что работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже - каждый месяц; временная занятость имеет две разновидности: занятость на определенный срок (фиксированный срок трудового договора) и командировочная занятость (через посредничество определенных фирм); сезонная занятость предполагает работу в течение определенного сезона, и, наконец, случайная занятость означает выполнение различных по характеру непродолжительных работ с целью получения материального вознаграждения без заключения трудового договора.===
===Рынок труда — сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. Особенность рынка труда и его механизма заключается в том, что объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу. Рынок труда — важная часть любой экономической системы, поскольку его состояние в значительной степени определяет темпы экономического роста этой системы. Основным показателем рынка труда является оплата труда. Основными факторами, под влиянием которых формируется размер оплаты труда, относятся: 1) возрастная и половая структура рынка труда; 2) уровень жизни населения; 3) характер интенсивности общественного труда; 4) производительность общественного труда; 5) уровень социально-экономического развития национальной экономики; 6) уровень научно-технического развития национальной экономики; 7) географическое, природное и климатическое размещение трудовых ресурсов. Другим важным фактором рынка труда является спрос – потребность работодателя в сотрудниках, отличающихся определенной квалификационной и профессиональной характеристикой. Спрос на рынке труда формируется под влиянием следующих факторов: 1) структуры общественного производства; 2) уровня развития и масштабов структуры общественного производства; 3) доминирующих форм общественного производства; 4) объемов общественного производства; 5) уровня научно-технического развития и оснащенности национальной экономики; 6) темпов роста и развития национальной экономики. Предложение на рынке труда формируется под влиянием следующих основных факторов: 1) среднего уровня оплаты труда; 2) количества населения и в целом демографической ситуации; 3) профессиональной структуры рынка труда (заключается в переизбытке или недостатке определенных профессий); 4) мобильности населения; 5) этнических, религиозных, культурных, психологических особенностей населения; Особенность национального рынка заключается в том, что в нем не может быть достигнуто состояние полной занятости населения. Наличие свободных трудовых ресурсов, не задействованных в экономике, позволяет ей развиваться. Естественная безработица в национальной экономике существует в виде: 1) регулируемой безработицы, связанной с осознанной государственной политикой в сфере труда и занятости и осуществляемой с помощью таких институтов государства, как биржа труда; 2) вынужденной безработицы, связанной со структурной перестройкой экономики, когда определенные отрасли реструктуризируются; 3) текущей безработицы, связанной с естественным движением населения в направлении поиска рабочих мест с более подходящими условиями труда; 4) добровольной безработицы, связанной с тем, что определенная часть населения страны сознательно устранятся от трудовой деятельности. Вместе с естественной нормой безработицы существует скрытая и застойная безработица, которая оказывает негативное влияние на общее функционирование национальной экономики. По отношению к рынку труда выделяются следующие категории населения: 1) экономически неактивная часть населения. Это население, которое не выполняет никаких экономических функций либо по причине нахождения в нетрудоспособном возрасте, либо в силу неспособности к ней по физическим причинам – инвалиды. Оно не рассматривается как часть рынка труда; 2) экономически активная часть населения. Это население, которое принимает активное участие в экономической деятельности, находится в трудоспособном возрасте и обладает физическими возможностями к осуществлению экономической деятельности. Его делят на население занятое и не занятое в национальной экономике. Рынок труда состоит именно из этой второй группы населения, которая и определяет его функционирование. Для определения состояния рынка труда используются статистические методы исследования, которые позволяют осуществить его эффективное прогнозирование. Большое значение для национальной экономики имеет количество безработицы, так как оно оказывает непосредственное влияние на функционирование не только рынка труда, но и всей национальной экономики. Человек причисляется к числу безработных, если он готов к выполнению профессиональной деятельности, но на данный момент этим не занят. Основным органом в России, ответственным за определение состояния рынка труда и выработку государственной политики в этом направлении, является Федеральная биржа труда. Вместе с оценкой его состояния, она проводит активную политику по переобучению, переквалификации, содействию трудоустройству и повышению квалификации населения. На рынок труда оказывают влияние: 1) динамика оплаты труда; 2) состояние национальной экономики. Рынок труда является одним из наиболее подверженных влиянию других рынков. Например, изменение стоимости потребительских товаров неизбежно повлечет изменение уровня оплаты труда; 3) динамика доходов, не формирующихся под влиянием рынка труда. Например, рост объемов пособий на ребенка приведет к изменению состояния рынка труда; 4) динамика досуговых предпочтений населения; 6) изменение психологического восприятия определенных профессий. Например, снижение престижа определенной профессии приведет к трансформации рынка труда; 7)динамика демографической ситуации. Таким образом, рынок труда является основополагающим элементом национальной экономики. От его динамики и состояния зависит функционирование национальной экономики. В процессе своего функционирования он подвержен влиянию множества факторов.===
===Важной составной частью социального и экономического потенциалов региона является его трудовой потенциал, представляющий собой совокупную рабочую силу и совокупную общественную способность населения к труду. Как экономическая категория, трудовой потенциал отражает производственные отношения по поводу воспроизводства психофизиологических, квалификационных, духовных и социальных качеств трудоспособного населения. С количественной стороны трудовой потенциал представляет собой запасы труда, которые определяются общей численностью трудовых ресурсов, их половозрастной структурой, образовательным уровнем и возможностями их использования.
Трудовые ресурсы региона – это часть населения страны, которая обладает физическими и духовными способностями к труду и которая представляет собой действующую и потенциальную рабочую силу.
Фактически к трудовым ресурсам относятся:
- население в трудоспособном возрасте: мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины – от 16 до 55 лет (за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II групп и неработающих мужчин и женщин трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях);
- население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в общественном производстве.
Трудовые ресурсы как страны, так и региона могут быть охарактеризованы такими параметрами, как:
- образовательный уровень, отражающий долю лиц с начальным, средним, средним специальным и высшим образованием;
- профессионально-квалификационная структура, характеризующая трудовые ресурсы по видам деятельности, профессиям, специальностям и уровню квалификации;
- половозрастная структура, отражающая соотношение возрастных и дифференцированных по полу групп;
- социально-экономическая неоднородность работающих, связанная со сложностью труда у тех или иных групп (неквалифицированный, квалифицированный и высококвалифицированный труд; для руководителей – руководители высшего, среднего, низшего звена).
Для оценки состояния трудовых ресурсов страны или региона используется следующая система показателей:
а) общая численность трудовых ресурсов;
б) среднегодовая численность рабочих и служащих в народном хозяйстве;
в) уровень занятости населения;
г) состав работающих по полу и возрасту;
д) отраслевая структура занятости населения;
е) уровень образования и профессиональная подготовка кадров.===
===Безработица - социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места.
Существует добровольная и вынужденная безработица.
Добровольная безработица - безработица, вызванная тем, что часть рабочей силы не желает работать за ставку заработной платы, низкую по сравнению с пособиями по безработице и социальным льготам.
Вынужденная безработица - безработица, вызванная отсутствием рабочих мест, соответствующих квалификации безработных специалистов. Источником вынужденной безработицы являются маленькая заработная плата, нарушающие механизм движения спроса и предложения на рабочую силу.
Также можно выделить сезонную, региональную, институциональную, экономическую и скрытую безработицу.
Сезонная безработица - безработица, связанная с колебанием количества рабочих мест в зависимости от времени года.
Региональная безработица - социально-экономическая ситуация в определенном регионе, при которой часть трудоспособного населения не может найти работу.
Региональная безработица формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально-психологических факторов, которые непреодолимы с помощью одних только средств экономической политики. Судя по мировой практике, местным органам государствен¬ной власти, тоже не по силам справиться с этой проблемой, которую обычно приходится решать на основе общегосудар¬ственных целевых программ. Региональная безработица име¬ет и международный аспект. Так, выправление региональных деформаций, включая и рынки рабочей силы, составляет одну из важнейших задач Европейского союза. Разработка и осуществление межгосударственных программ преодоления региональной безработицы могли бы стать важнейшим эле¬ментом экономических отношений стран CHГ.
Хроническая безработица - отсутствие работы в течение длительного периода времени.
Институциональная безработица - безработица, порождаемая институтами рынка труда и факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы.
Экономическая безработица - безработица, вызываемая конъюнктурой рынка:
- свертывание убыточных производств под влиянием закона о банкротстве;
- нежелание правительства поддерживать убыточные отрасли и предприятия и т.д.
Скрытая безработица - в рыночной экономике - наличие лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в качестве безработных. Отчасти скрытая безработица представлена людьми, переставшими искать работу.
Экономические преобразования в России привели к изменениям в сфере занятости населения, появлению в ней новых явлений и тенденций. Главные из них:
- значительные масштабы неполной занятости;
- постоянный рост числа молодежи среди безработных;
- сокращение спроса на высококвалифицированных специалистов;
- появлению новых видов безработицы; и д.р.
Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики как страны, так и региона, для оценки ее эффективности.
К негативным последствиям безработицы можно отнести:
- снижение уровня жизни;
- снижение поступлений от налогов в бюджеты всех уровней;
- нестабильность экономики региона;
- повышение уровня преступности и др.
Для преодоления негативных явлений на рынке труда необходимо:
- совершенствование российского законодательства о занятости (в т.ч. для обеспечения дополнительных гарантий специалистам высшей квалификации)
- изменить политику оплаты труда, она должна стать инструментом экономической политики;
- совершенствовать систему государственного регулирования занятости и механизм трудоустройства населения.
Комплексный подход к системе занятости, мерам ее регулирования и социальной защите населения, на мой взгляд, позволит смягчить социальную напряженность в сфере трудовых отношений===