15:50 

Региональная экономика с 7 по 12

===Для реализации задач региональной политики могут быть использованы разнообразные формы и методы государственного регулирования как административного, так и (главным образом) экономического воздействия.
В числе методов и форм государственного воздействия выделяются в первую очередь прогнозирование и программирование.
При разработке общероссийских прогнозов выделяется региональный аспект, что позволяет субъектам Федерации иметь необходимые ориентиры, определять основные тенденции, примерные количественные параметры социально-экономического развития, место во внутрироссийском разделении труда, корректировать прогнозируемую динамику общероссийского и регионального рынков.
Кроме того, при разработке краткосрочных и долгосрочных прогнозов должны отражаться вопросы совершенствования не только региональной экономической политики, но и региональных социальной политики, политики в сфере занятости, обеспечения экологической безопасности, в области международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, повышения уровня жизни населения.
Основными формами прямого участия государства в регулировании регионального развития являются государственные региональные программы, финансируемые за счет федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов, размещение заказов на поставку продукции, выполнение работ и услуг для общегосударственных нужд через контрактную систему.
В настоящее же время количество принятых федеральных региональных программ достаточно велико. Их разработка во многих случаях велась с расчетом на получение значительных федеральных бюджетных средств для их реализации, которыми бюджет не располагает, поэтому необходимо провести инвентаризацию всех уже начатых на территории России программ с пересмотром приоритетов, сроков, источников их ресурсного обеспечения.
Основными источниками функционирования региональных экономических и социальных программ должны стать собственные средства предприятий и организаций, банковские кредиты, средства бюджетов республик, краев и областей. Кроме того, необходимо создать благоприятные условия для привлечения частных отечественных и иностранных инвесторов.
Сокращение государственного инвестирования в производство и социальную сферу может быть в определенной мере компенсировано за счет значительного расширения круга институциональных инвесторов - это фонды поддержки производства, предпринимательства, пенсионные, страховые фонды, действующие по принципу трастовых (доверительных) фондов.
Особое значение в составе методов государственного воздействия на региональное развитие принадлежит косвенным методам финансового и денежно-кредитного регулирования. Так, одним из методов стимулирования экономики регионов, воздействующим на оживление производства и осуществление структурной перестройки, может быть использование инвестиционного налогового кредита для поощрения капиталовложений в слабые районы и прогрессивные производства, требующие новых инвестиций. Важную роль должны сыграть налоговые льготы, а также, введение регионально-дифференцированной амортизации, позволяющей предприятиям, расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную модернизацию своего производства.
Регионализация социально-экономической политики предполагает широкое применение методов экономического регулирования регионального развития и размещения производительных сил.
Свою роль в решении региональных проблем должны играть специальные фонды регионального развития (федеральный, республиканские, краевые, областные). Такие фонды должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения неординарных задач соответствующих уровней территориальной иерархии. При этом приоритетными задачами федерального фонда являются:
реализация инвестиционных региональных программ, способствующих структурным преобразованиям и повышению эффективности российской экономики;
сближение уровней социального развития за счет экономического роста отсталых районов;
улучшение экологически загрязненных зон и другие.
Средства этого фонда могут предоставляться регионам путем выделения субсидий и субвенций, а также финансирования государственных региональных программ и крупных инвестиционных проектов.
При этом государственное регулирование регионального развития должно осуществляться на различных уровнях управления - федеральном, межрегиональном, региональном и местном. Если задачи федеральных органов состоят в регулировании процессов организации производства в районах нового освоения и экстремальных районах, в реализации крупномасштабных программ, организации межрегиональных и межгосударственных экономических связей, то региональные и местные органы основное внимание должны уделять использованию локальных ресурсов, рационализации структуры хозяйства, экологическим и социальным проблемам.===
===(ЕЭП) — экономическая зона, образованная несколькими объединившимися в экономический союз государствами. В пределах этой зоны достигается высокая степень единства и согласованность их экономических действий, используется единая валюта, вводятся единые таможенные пошлины, закладываются основы единой экономической политики.
Базовый принцип включает четыре свободы::
1.Свобода торговли товарами
2.Свобода торговли услугами
3.Свобода передвижения финансового капитала
4Свобода передвижения человеческого капитала.
Для вступления в Единое экономическое пространство страна должна ратифицировать (придание юридической силы) документы:
1.Соглашение о согласованной макроэкономической политике
2.Соглашение о единых принципах регулирования деятельности субъектов естественных монополий
3.Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, транспортировки газа
4.Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования
Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.
Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, финансового и человеческого капитала через границы государств-участников.
Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами.
ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учётом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Евросоюза.
Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.
Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил всемирной торговой организации.
Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции.
Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.===
===Аграрная политика - стратегическая концепция государства, направленная на повышение эффективности сельскохозяйственного производства и защиту экономических интересов представителей аграрного сектора. Аграрная политика включает следующие важнейшие составляющие: 1. выработку научно обоснованных концепций развития аграрного сектора. Они формируются на основе объективных экономических законов, глубокого и всестороннего анализа состояния сельского хозяйства и хозяйственного механизма в целом, возможностей развития производительных сил и производственных отношений, потребностей общества; 2. определение приоритетных направлений развития отраслей агропромышленного производства на перспективу и текущий период по регионам с учетом природных и климатических условий, производственных возможностей отдельных районов, размещения населения по территориям; 3. разработка мер по финансовому обеспечению решаемых экономических и социальных задач села; 4. осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей с учетом выбранных путей их достижения, внутренних и международных факторов, социальных особенностей села. Они включают: проведение земельной реформы, развитие инфраструктуры, расширение свободы предпринимательской деятельности и ограничение монополизма. Единство четырех основных звеньев формирует содержание аграрной политики. Государство разрабатывает и осуществляет меры по охране и укреплению собственности на землю и другие средства производства, развитию сельскохозяйственного производства, распределению доходов на селе, регулированию трудовых отношений внешнеторговых операций. Через них реализуется содержание аграрной политики. В процессе этой реализации аграрная политика отражает аграрную экономику и в своем развитии следует за ее изменениями. Содержание аграрной политики раскрывается и через единство этапов ее формирования и обеспечение оптимальных пропорций соотношения между ними в структуре аграрной политики государства. Аграрная политика в процессе разработки и реализации проходит три основных этапа. Первые два этапа определяют ее стратегию на данный период, а последний - тактические мероприятия в целях обеспечения стратегических задач. На первом этапе происходит выработка научно обоснованных концепций развития аграрной экономики на основе изучения действия экономических законов и специфики их проявления в сельском хозяйстве. Одновременно проводится анализ состояния экономического развития села в разрезе различных секторов и сфер деятельности хозяйствующих субъектов. На втором этапе на выработанной прежде основе намечаются основные направления развития аграрных отношений на ближайшие 3-5 лет и на календарный год. На этом этапе следует учитывать уже сложившиеся тенденции и уровень развития аграрной экономики, потенциальные возможности стабилизации и роста аграрного производства, а также сопутствующие факторы экономического и социального развития села. Третий этап характеризуется разработкой практических мероприятий по реализации намеченных направлений развития аграрных отношений в российском обществе. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач аграрная политика, как и любая другая, подразделяется на аграрную стратегию и аграрную тактику. Аграрная стратегия - долговременный курс аграрной политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, выделенных в рамках экономической и социальной стратегии. Аграрная стратегия включает прогнозирование основных тенденций развития агропромышленного комплекса страны, формируются концепции его преобразования, принципы организации аграрных отношений. Аграрная тактика - курс на решение конкретных задач конкретного этапа развития агропромышленного производства и удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, а производственной сферы в сырье на текущий момент, на ближайшую перспективу путем своевременного изменения способов организации хозяйственных связей, перегруппировки ресурсов. При относительной стабильности аграрной стратегии аграрная тактика должна отличаться подвижностью, гибкостью, быстрой реакцией на изменение экономических условий и социальных факторов. При выработке аграрной политики следует акцентировать внимание на более полное обеспечение стратегических задач тактическими мероприятиями, адекватными определенным условиям. Другими словами, научно обоснованное сочетание стратегических задач и реальных тактических мероприятий обеспечивает максимальную эффективность аграрной политики на каждом этапе развития общества. Для России в условиях социально-экономической модернизации села характерно преобладание тактических интересов государства в сфере аграрных отношений над стратегическими. Это обусловлено глубоким кризисом, охватившим аграрный сектор экономики, что вызывает каждодневные продовольственные проблемы подавляющей части российского населения. Главным требованием, предъявляемым обществом к аграрной политике, является соблюдение комплексного подхода при ее выработке и осуществлении, т.е. определение мероприятий и их согласованная реализация во всех звеньях агропромышленной системы путем их ориентации на выполнение ключевой задачи определенного этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи их с составными элементами экономической политики - финансовой, кредитной, налоговой, политики в области ценообразования, заработной платы, пенсионного обеспечения. Важнейшими средствами аграрной политики являются: политика аграрного рынка и аграрно-ценовая политика, аграрно-структурная политика, аграрно-кредитная политика, аграрно-социальная политика и аграрно-экономическая политика.===
===Агропромышленный комплекс (АПК) - один из наиболее важных в экономике страны. От устойчивости и эффективности его функционирования зависит уровень жизни населения. АПК - это совокупность отраслей народного хозяйства связанных с производством продовольствия и предметов широкого потребления из сельскохозяйственного сырья и снабжением ими населения. Это крупнейший сектор народного хозяйства России. В нем занято более 30% работников отраслей материального производства, 25% основных фондов. На долю сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности приходится одна шестая часть валового внутреннего продукта. На региональном уровне деятельность отраслей, входящих в состав АПК подчинена единой цели - производству высококачественных продуктов питания, доведению их до потребителя с минимальными потерями и обеспечению сельскохозяйственным сырьем перерабатывающего производства. АПК региона может быть ориентирован на самодостаточность в обеспечении региональных потребностей, на вывоз или ввоз сельскохозяйственного сырья и продовольствия за его пределы.
Процесс реструктуризации АПК не завершен. Моделируемая функционально-отраслевая, производственно-технологическая, региональная (территориальная), организационно-хозяйственная структура должна вписываться в рыночные условия ведения хозяйства. Функционально-отраслевая структура условно подразделяет агропромышленный комплекс на три сферы: 1) первая объединяет отрасли и подотрасли промышленности, обеспечивающие сельское хозяйство, пищевую, мясо-молочную промышленность и заготовительную систему средствами производства. К этой сфере относятся: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, производство оборудования для предприятий легкой, пищевой, мясо-молочной, микробиологической, мукомольно-крупянной, комбикормовой промышленности и элеваторно-складского хозяйства, производство минеральных удобрений и химических средств защиты, микробиологическая и комбикормовая промышленность; 2) вторая включает непосредственно сельскохозяйственное производство, в том числе растениеводство и животноводство, производственно-техническое, агрохимическое, ирригационно-мелиоративное и ветеринарно-санитарное обслуживание сельского хозяйства; 3) третья представляет группу отраслей и производств, обеспечивающих движение продукции от сельскохозяйственного производства к конечному потребителю. Сюда входят предприятия легкой промышленности по первичной переработке сельскохозяйственного сырья, заготовительные организации, торговля и общественное питание, потребкооперация и т.д. Отрасли инфраструктуры обеспечивают общие условия развития производства. К ним могут быть отнесены дорожно-транспортное, тарное хозяйство, связь и т.д. Инфраструктурные звенья могут входить как составляющая часть в каждую из трех сфер. Выделяется производственная и непроизводственная инфраструктуры. В России сложилась нерациональная функционально-отраслевая струк¬тура АПК. На региональном уровне требуется вмешательство государственных структур в сферу экономических интересов участников АПК. Производственно-технологическая структура отражает состояние технологического и технического уровней производства в агропромышленном комплексе. Обновление производственного потенциала агропромышленного сектора не должно воспроизводить старую техническую и технологическую структуру. Основное внимание должно быть уделено ускорению темпов обновления материально-технической базы АПК на основе использования достижений научно-технического прогресса, безотходных технологий, углубленной переработки сельскохозяйственных ресурсов, устраняющей потери сырья и готовой продукции, способствующей повышению производительности труда и эффективности использования производственных фондов. Региональная (территориальная) структура отражает рациональность размещения производительных сил АПК по территории России и отдельных регионов с выделением специализированных агропромышленных зон, учитывающих природно-климатические условия, с высоким уровнем товарности производства в целях совершенствования межрегионального обмена и создания общероссийского и региональных рынков продовольствия; отражает оптимальное разделение труда между регионами, экономически обоснованный уровень концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства. Совершенствование региональной структуры предполагает следующие возможные территориальные структурные изменения: - развитие специализированных зон по производству отдельных наиболее перспективных в сложившихся условиях видов сельскохозяйственной продукции. - размещение перерабатывающих предприятий с учетом достаточности сырьевой зоны и устранения нерациональных перевозок сырья и готовой продукции. Отсутствие диспропорций между сырьевыми ресурсами и производственной мощностью предприятий по переработке. - создание интенсивных пригородных зон по производству и переработке плодов и овощей; - др. Организационно-хозяйственная структура предполагает создание многоукладного хозяйства во всех сферах агропромышленного комплекса. Формирование многоукладной экономики продиктовано разнообразием экономических, природных условий, национальных традиций. Осуществление процесса разгосударствления и приватизации предприятий в сфере производства, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции, агросервиса, реорганизация колхозов и совхозов привели к созданию многочисленных групп свободных товаропроизводителей с различной формой собственности и формой хозяйствования.===
===Агропромышленный комплекс, сформированный как интегрированная структура сельского, лесного, рыбного и водного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, материально-технического обеспечения и агросервисного обслуживания, в настоящее время не представляет собой целостной системы. Распалась система государственного управления им как единым специфическим народнохозяйственным объектом. Функции государственного управления АПК рассредоточены между Минсельхозпродом России, Госкомимуществом РФ, Минэкономикой РФ, Минфином РФ, органами управления в субъектах Российской Федерации. Распыленность и недостаточность мер государственного регулирования привела к нарушению межотраслевых и региональных связей, к несогласованности интересов на различных стадиях производства и реализации продуктов питания и сельскохозяйственного сырья, монополизации производства в АПК.
В основу организационной структуры государственного управления закладываются следующие основные положения:1) переориентация государственных функций от управления отраслями и первичными звеньями к экономическому регулированию взаимоотношений между субъектами рынка;2) выделение агропромышленного комплекса в единый объект управления, с четким определением объектов государственной собственности;3) соблюдение положений федеративного договора и нормативных документов по разграничению предметов ведения и полномочий в области агропромышленного комплекса между Российской Федерацией и ее субъектами; 4) централизация разрозненных по органам исполнительной власти функций государственного управления в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ;5) разработка экономического механизма, обеспечивающего развитие кооперации и интеграции производства;6) разграничение функций государственного и хозяйственного управления на всех уровнях;7) усиление роли органов хозяйственного и местного (сельского) самоуправления и их взаимодействия с органами государственного управления агропромышленного комплекса.
Ведущим федеральным органом исполнительной власти в агропромышленном комплексе является Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации» от 11 сентября 1998 г. № 1090 в его функции входит проведение государственной аграрной политики и осуществление управления в АПК. С его помощью достигается государственное регулирование, единство и координация деятельности системы органов государственного управления агропромышленным комплексом. В республиках, входящих в состав РФ, краях, областях и автономных образованиях государственное управление реализуется через министерства, управления (департаменты) сельского хозяйства и продовольствия, управления (отделы) сельского хозяйства и продовольствия районов, находящихся в структуре соответствующих правительств и администраций. Их функции, структура, численный состав определяются правительством (администрацией) субъектов федерации. Вводится институт федеральных структур Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ в субъектах Россиийской Федерации с содержанием их работников за счет средств федерального бюджета. Предполагается образование при министерстве отраслевых федеральных структур, что позволит повысить управляемость базовыми специализированными отраслями.
Задачи органов государственного управления АПК на уровне Федерации и ее субъектов в условиях рынка, многообразия форм собственности сводятся к следующему:
разработка и осуществление стратегии развития АПК;
проведение целенаправленной социальной, продовольственной и научно-технической политики, прогнозирование развития АПК;
управление государственной собственностью;
создание организационных, правовых, информационных предпосылок для осуществления хозяйственной деятельности и развития рыночной инфраструктуры;
формирование системы экономических нормативов по регулированию продовольственного рынка, земельных отношений;
организация карантинного, санитарного, экологического, семенного и ветеринарного контроля;
государственное регулирование агропромышленного производства на основе рационального использования бюджетных средств, дотаций и кредитов, поддержки ценового паритета, эффективной инвестиционной и институциональной политики, формирования федерального и региональных продовольственных фондов, организации маркетингового и консультативно-информационного обслуживания.===
===Управление экономическим развитием входит в прямую задачу Министерства регионального развития Российской Федерации. Этим органом государственной власти была принята концепция «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», которая является единственным нормативно-правовым документом, официально регулирующим вопросы экономического развития регионов.
В концепции «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» обозначено основное направление федеральной региональной политики – создание условий и содействие социальному и экономическому развитию регионов, а именно повышение качества жизни и благосостояния населения, вывод экономического роста на позиции устойчивости и высокого качества, создание условий конкурентного развития регионов.
Разработчиками этой концепции считается, что только активизация региональной экономики и повышение эффективности использования имеющихся в распоряжении ресурсов позволит России выйти из затяжного экономического кризиса и существенным образом увеличить ВВП.
Целями федеральной региональной политики в соответствии с концепцией являются: 1. создание условий развития конкурентной способности регионов. В связи с этим предполагается создание условий эффективной интеграции внутри РФ в мировую экономику. Распределение производственного потенциала таким образом, чтобы это создавало условия конкурентоспособности. Предполагается существенным образом активизировать темпы создания инфраструктуры для экономического роста регионов. Утверждается насущная потребность содействия развитию наукоемких отраслей экономики; 2. интеграция экономик регионов между собой для создания единого экономического пространства национальной экономики. При этом акцент делается на сохранение функциональной независимости регионов. Предполагается активным образом содействовать устранению препятствий как экономических, так и административных в движении товаров и услуг, капитала, человеческих ресурсов. Основой развития регионов выделено создание условий для малого бизнеса; 3. создание условий для развития человеческих ресурсов, а акцент делается на квалификационную и пространственную мобильность. Для реализации этой цели необходима стабилизация демографической ситуаций – установление такого режима воспроизводства человеческих ресурсов, при котором рождаемость превышает смертность. Улучшение качественной характеристики связано с созданием подготовки кадров необходимой квалификации и профессионализма для обеспечения нужд производства. Выдвигается необходимость формирования миграционных процессов в интересах экономического развития регионов; 4. содействие стабилизации и улучшению экологической ситуации в регионах как основы устойчивого экономического роста. Для этого ставится необходимость разработки и внедрения таких технологий производства, которые минимизируют вред, наносимый экологии; 5. создание условий для внедрения новых технологий государственного управления регионами. В качестве базиса реализации этой цели предполагается проведение реформирования региональных органов государственной власти в направлении повышения эффективности их функционирования.
В целях эффективной координации работы органов государственной власти РФ и субъектов РФ, а также для максимально полной согласованности социального и экономического развития регионов, подготовки нормативно-правовой базы региональной политики при Министерстве регионального развития Российской Федерации создана межведомственная комиссия.
Задачами межведомственной комиссии в рамках концепции развития регионов являются:
1. согласование с общественными и научными организациями, органами местного самоуправления основных аспектов концепции;
2. разработка нормативно-правового обеспечения концепции и действенных механизмов согласования социально-экономических интересов регионов;
3. рассмотрение международных нормативно-правовых документов, принимаемых Российской Федерацией и непосредственно затрагивающих интересы регионов, их экономическое положение и развитие;
4. разработка и утверждение направлений и конкретного перечня, приоритетных для регионального экономического развития проектов, для их последующего включения в федеральные целевые программы;
5. оценка эффективности реализации концепции и в случае необходимости вынесение предложений по ее корректировке;
6. разработка проектов нормативно-правых документов, направленных на экономическое развитие регионов;
мониторинг влияния проводимых реформ в части их влияния на регионы в целях их своевременной корректировки для предотвращения негативного воздействия на региональные экономические процессы.===

URL
   

ЭТО СЕССИЯ!!!

главная