===Современный этап экономического развития страны характеризуется быстро растущим интересом к обширному комплексу региональных проблем. В настоящее время значение региональных вопросов резко возросло в связи с необходимостью усилить территориальный подход к регулированию развития народного хозяйства, управлению им в новых экономических условиях для обеспечения рациональных экономических связей между регионами, научно обоснованной хозяйственной специализации и комплексности. Региональная экономика — прикладная экономическая наука, изучающая основы рационального размещения производства и рынков сбыта продукции.
Главная задача региональной экономики заключается в научном обосновании разумного компромисса между экономическими интересами страны в целом и отдельных ее регионов. В рамках региональной экономики исследуются следующие проблемы: - экономика отдельного региона; - экономические связи между регионами; - региональные системы (национальная экономика как система взаимодействующих регионов); - размещение производительных сил; - региональные аспекты экономической жизни; - моделирование системы управления регионом; - совершенствование механизмов и методов управления и регулирования хозяйственной деятельности в регионе.
Региональная экономика и управление тесно связана с экономической теорией, макроэкономическим прогнозированием, отраслевыми экономиками (экономикой промышленности, экономикой сельского хозяйства, транспорта и других), статистикой, теорией управления и другими социально-экономическими науками. Она широко использует результаты исследований демографии, социологии, географии, этнографии, управления.
Региональная экономика занимается вопросами общеэкономических проблем развития регионов и характеризующими их показателями. Кроме того, в систему региональных экономических исследований были включены проблемы развития сферы материального производства, проблемы региональной демографии, региональной социологии и неразрывно связанных с ними отраслей непроизводственной сферы.
Региональную экономику нельзя рассматривать изолированно, вне связи с другими науками, изучающими процессы регионального социально-экономического развития, например, с региональной экономической географией, региональной социологией. Кроме того, региональные экономические исследования должны опираться на результаты разработок естественных и технических наук.
В процессе формирования региональной экономики как науки сложились две точки зрения на содержание ее предмета. С одной стороны, региональная экономика рассматривается как одна из конкретных экономических наук, изучающая общие закономерности, факторы и проблемы развития регионов. При таком понимании региональной экономики, как науки, вполне обоснованно на первый план выдвигаются исследование проблем и категорий формирования всего социально-экономического комплекса региона, связанных с показателями производства и использования валового регионального продукта, темпов развития и структуры хозяйства региона, межотраслевыми и межрайонными взаимосвязями и пропорциями, развития социальной сферы, с финансовыми проблемами региона и т.д. Это дает основание говорить о региональной экономике как о самостоятельной науке, не дублирующей и не подменяющей другие экономические науки.
Сторонники другой точки зрения на предмет региональной экономики в основу этого понятия кладут рациональной размещение производительных сил, рассматривая его как главную составную часть региональной экономики. В этом случае на первое место в региональной экономике выдвигаются задачи изучения и познания закономерностей размещения.
Важным вопросом становления региональной экономики как науки являлось разграничение ее содержания с исследованиями, выполняемыми другими науками. Здесь нужно отметить, что дифференциация науки по мере накопления и расширения знаний человечества - процесс естественный и вполне закономерный. Тому существует много примеров в области общественных, технических и других наук, так что в выделении новой научной дисциплины, такой как региональная экономика, не было ничего противоестественного.===
===Регион - часть территории с более или менее однородными природными условиями, специфическими экономическими, демографическими, историческими условиями, на которой функционирует определенный комплекс отраслей производства, производственной и социальной инфраструктуры.
Как хозяйственная система, регион представляет собой часть территории, на которой функционирует и развивается система связей и зависимостей между предприятиями и организациями, расположенными здесь. В то же время регион может рассматриваться как подсистема социально экономического комплекса страны, и одновременно как относительно самостоятельная его часть с законченным циклом воспроизводства, имеющим свою специфику. Вместе с тем с воспроизводственной точки зрения отдельный регион не является замкнутой системой. Он тесно связан с другими регионами и функционирует в условиях межрегиональной интеграции и межрегионального обмена.Регион отличается геоэкономическими, геополитическими, производственно-хозяйтвенными, культурно-этническими, динамическими характеристиками.Типы региональных образований:
1. Экономические зоны. Применительно к России - это Европейская часть, Сибирь и Дальний Восток, в составе которых могут выделяться подзоны, например, в Европейской части страны Север, Центр, Урало-Поволжье, Европейский Юг. 2. Крупные экономические районы, охватывающие сеть крупных региональных комплексов таких, как Центральный, Поволжский, Северо-Кавказский и другие. В настоящее время по экономическому районированию в России выделено 11 крупных экономических районов.
3. Регионы, формируемые на базе административно-территориального деления страны (субъекты Федерации) - республики в составе Российской Федерации, национальные и автономные округа, края, области, а также города и административные районы (городские и сельские) как первичные звенья в таксономии экономического районирования.4. Территориально-производственные комплексы (ТПК) разных типов, формируемые, как правило, в рамках крупных экономических районов на базе уникальных природных ресурсов. Одним из основных признаков регионального определения выступает целостность. Она означает вполне рациональное использование природно-ресурсного потенциала региона, пропорциональное сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных и технологических связей, наличие особого сообщества людей с определенными традициями и образом жизни.
Комплексность хозяйства региона означает сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняется основная народнохозяйственная функция — специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.
Показателями комплексности регионального хозяйства могут быть: процент продукции внутри регионального производства потребляемый в самом регионе; удельный вес продукции межотраслевого применения; степень использования региональных ресурсов. Комплексность и целостность служат предпосылками относительного обособления регионов в рамках национального хозяйства. Они проявляются в том, что часть воспроизводственных связей ограничивается данной территорией и на этой основе образуется относительная самостоятельность.
Для определения региональной специализации наиболее существенными показателями являются:
• индекс уровня специализации региона по отраслям (отношение удельного веса региона в Российской Федерации по производству продукции данной отрасли к удельному весу региона в стране по всей промышленности и сельскому хозяйству);
• индекс эффективности специализации (отношение объема производства на единицу издержек в регионе к такому же показателю по России);
• общий индекс специализации (произведение предыдущих частных индексов).
Важным признаком региона является управляемость, непосредственно связанная с административно- территориальным делением страны. Управляемости в определенной степени способствует целостность региона.
Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.===
===Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.
К целям и задачам региональной политики РФ относятся:
- обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;
- обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов;
- выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
- предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;
- приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
- максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;
- становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.
Цели современной региональной политики в социальной сфере могут быть определены как обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе, создание примерно равных жизненных шансов для всех граждан независимо от места их рождения и жительства, реализация права свободного выбора места проживания и трудовой деятельности. Ведь чрезмерные региональные контрасты в социальных условиях - это угроза самому существованию демократического государства, которые могут привести к его распаду. Региональная политика, таким образом, должна ослабить внутренние социальные напряжения, способствовать сохранению целостности и единства страны.
Цели региональной политики в экономической сфере - это рациональное использование многообразия экономических возможностей регионов, эффектов региональной агломерации, объективных преимуществ территориального разделения труда и экономической кооперации регионов.
Основной целью региональной политики на ближайшее десятилетие является стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов Российской Федерации, повышение на этой основе благосостояния населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций нашего государства на мировой арене, повышение его роли в международном разделении труда.
Региональная политика должна охватывать весь комплекс законодательных, административных, социально-экономических и других мероприятий осуществляемых федеральными и региональными государственными органами.
Исходя из целей региональной политики, формируются и ее задачи:
- реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций, модернизация их инфраструктуры, оздоровление экономической среды;
- преодоление депрессивного состояния аграрно-промышленных регионов;
- стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией;
- продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах преимущественно за счет нецентрализованных инвестиций и с приоритетным развитием производств по комплексному использованию добываемого сырья, соблюдением строгих экологических стандартов;
- преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей.
Реализация задач регионального развития должна быть тесно связана с проводимой структурной, инвестиционной, внешнеэкономической и другими видами общероссийской политики, осуществления того или иного варианта развития. В то же время большая часть региональной политики будет осуществляться непосредственно в регионах, однако этот процесс не должен носить стихийный характер. Для решения тактических задач региональной политики должен быть создан социально-экономический механизм, сочетающий индикативное государственное регулирование и региональное самоуправление.===
===Современная непростая ситуация в региональном развитии обусловлена сочетанием общего экономического кризиса, дезинтеграцией экономического пространства, различием стартовых условий вхождения в рынок отдельных, политической нестабильности и межэтнической напряженности в ряде регионов, геополитических и социально-экономических последствий разрушения единого государства и появления у России нового ближнего зарубежья.
В особо тяжелом положении оказались регионы:
- с высокой концентрацией стагнирующих и конверсируемых отраслей, незавершенных инвестиционных программ, а также с высокой долей крупных предприятий-монополистов;
- наиболее зависимые от поставок продовольствия, сырья, продукции производственно-технического назначения, то есть имеющие ограниченные возможности самообеспечения и саморегулирования;
- с критической экологической обстановкой, требующей закрытия или перепрофилирования ряда производств и особых мер по социальной защите.
Существенное влияние на региональное развитие оказало изменение геополитической ситуации в результате ликвидации СССР и образования новых независимых государств.
С этими изменениями связаны новые проблемы специализации производства, структуры товарообмена, миграции населения, передислокации вооруженных сил и т.д., которые ложатся дополнительным грузом на экономику и социальную сферу новых приграничных регионов.
Адаптируясь к новым условиям, регионы вырабатывают свои модели экономического поведения, используя в первую очередь свое монопольное положение в производстве определенных видов продукции и в транспорте.
Не менее опасна трансформация региональных экономических и правовых механизмов.
При реформировании российской экономики на принципах рыночного хозяйствования нельзя не учитывать огромных различий природно-географического, социально-демографического, экономического характера, так как регионов со средними условиями не существует. Именно поэтому программа реформ не может ограничиваться системой унифицированных мероприятий для России в целом. Объективные особенности Российской Федерации требуют разумного сочетания двух линий в проведении экономических реформ: регионализации и интеграции.
Требование регионализации реформы означает:
1. Учет специфики регионов в осуществлении общероссийской структурной инвестиционной , финансовой, социальной, внешнеэкономической политики.
2. Перенос ряда направлений реформы на региональный уровень - особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов.
3. Децентрализацию процессов управления реформой, активизацию экономической деятельности на местах.
4. Необходимость разработки специальных программ проведения реформ в регионах с особо отличающимися условиями, как региональных блоков в общероссийской программе.
Вместе с тем программа реформ должна включать специальные мероприятия по пространственной интеграции экономики России. К ним относятся: усиление материально-технических, финансовых, информационных интегрирующих систем таких, как магистральный транспорт и связь, энергетическая и водохозяйственная системы, денежно-кредитная и бюджетная системы, система экологической безопасности. Кроме того, сюда можно отнести формирование правового и организационного механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления, содействие процессу общероссийского территориального разделения труда и развития единого рыночного пространства, разработку мероприятий по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, по выработке внешнеэкономической политики.====
===В настоящее время при разработке прогнозов в основном должны применятся не математические методы, а методы логического моделирования и экспертные оценки. Они предполагают не только использование полного объема соответствующей статистической информации, но и оценку решений, принимаемых на правительственном уровне, законодательных актах, а также анализ их возможного влияния на уровень экономической активности и объемы материальных и финансовых ресурсов территории. Понятно, что никто в принципе не отказывается от возможности и необходимости широкого использования методов экономико-математического моделирования в практике прогнозирования, но это станет возможным лишь впоследствии, в условиях достижения стабилизации экономики и финансов, освоения новой хозяйственной практики, развития рыночных отношений.
Таким образом, в качестве основных методов разработки комплексного территориального плана-прогноза социально-экономического развития в современных условиях могут использоваться:
Во-первых, методы логического моделирования, то есть качественного описания развития прогнозируемого явления, исходящего из общих закономерностей экономического развития. Использование этих методов связано с необходимостью учета сценария экономической реформы и его последствий. Например, важным для прогнозирования представляются вопросы формирования налоговой политики, принятие налогового кодекса, финансово-кредитной политики. Принципиальным является насколько будут изменены ставки налогообложения для предприятий в сторону их уменьшения, будет ли введено льготное налогообложение части прибыли, используемой для инвестиций в производстве, будет ли понижаться банковская учетная ставка и т.д. Ведь все это оказывает непосредственное воздействие на уровень инвестиций, на возможность технического перевооружения производства, а следовательно, и на активизацию спроса на машиностроительную продукцию. Или за счет чего будет существовать финансовая поддержка предприятий, могущих с ее помощью выйти из кризиса, в случае отмены специального налога, предназначавшегося для такой поддержки?
Другим важным моментом является политика в отношении формирования доходов населения, в том числе за счет заработной платы, особенно в бюджетной сфере. Какое влияние это окажет на уровень платежеспособного спроса населения, а значит, и на показатели производства потребительских товаров, торговли, общественного питания и сферы услуг?
Во-вторых, методы экспертных оценок изменения факторов, влияющих на показатели социально-экономического развития территории. Они могут использоваться прежде всего при оценке прогнозируемого объема ресурсов территории. Например, могут ли быть удовлетворены потребности регионов в ресурсах продовольственного зерна в условиях сокращения его производства в последние годы в связи с неблагоприятными погодными условиями, а также незаинтересованности производителей зерна в его продаже по ценам, предлагаемым региональными администрациями? При оценке финансовых ресурсов речь может идти об инвестициях в различные отрасли, прежде всего социальной сферы, так как возможный объем капитальных вложений можно определить на основе прогнозируемого изменения прибыли и поступления за счет этого соответствующей ее части в виде налогов в доход регионального бюджета. Распределение же возможного объема капиталовложений по отраслям можно оценить с учетом экспертной оценки экономической активности в различных отраслях производства и социальной сферы.
В-третьих, в отдельных случаях можно применять расчеты на основе коэффициентов эластичности, которые показывают изменение одной величины в зависимости от изменения другой. Коэффициенты эластичности могут использоваться, в частности, при прогнозировании спроса на потребительские товары. Известно, например, что спрос на товар зависит от его цены, дохода потребителя и цен на другие взаимозаменяемые товары. Изменение же требуемого потребителем количества определенного товара по отношению к изменению цен характеризует коэффициент эластичности спроса от цены. Практически величина эластичности спроса по цене может быть исчислена на основе статистики спроса-данных об объемах продаж конкретного товара. Так, в качестве исходного оценочного показателя для определения зависимости спроса от цены на потребительские товары может быть принят показатель объема товарооборота в сопоставимых ценах по отдельным номенклатурным позициям продовольственных и непродовольственных товаров. Для изучения закономерности развития спроса могут быть использованы и материалы выборочного обследования бюджетов семей, проводимые по значительному кругу семей-представителей.===
===Территориальное управление вообще и такие его части как прогнозирование и планирование имеют объективную обусловленность. В частности к объективным предпосылкам территориального прогнозирования и планирования относятся:
1. Административно-правовые, связанные с административно-территориальным делением и наличием местных властей, берущих на себя часть полномочий по управлению территорией. 2. Социально-экономические, связанные с территориальным разделением труда, различиями в природных условиях, национально-культурными особенностями населения, проживающего на разных территориях.
К сожалению, многие из существующих ныне социально-экономических проблем являются следствием слабости территориального управления. К их числу можно отнести ухудшение экологической обстановки, структурные диспропорции, расточительное использование ресурсов, низкий уровень социального развития.
Предвидение социально-экономической ситуации в регионе и выработка на этой основе территориальной политики как комплекса стратегических управленческих решений - это и есть назначение территориального плана-прогноза в новых условиях развития рыночных отношений.
Таким образом, территориальное управление в этих условиях становится насущной необходимостью. Естественно должна существенно измениться и роль территориального прогнозирования и планирования. Они должны отражать интересы региона, как субъекта рыночных отношений. Необходимо, чтобы территориальный план-прогноз содержал информацию, значимую, с точки зрения задач управления социально-экономическим развитием региона.
Задача же местных экономических органов в этих условиях заключается в том, чтобы вовремя заполнить и отослать прогнозные формы. Получилось, что территориальный план-прогноз претерпел существенные изменения без какого-либо участия региональных органов управления, для которых он и должен предназначаться. Состав его показателей не всегда отражает задачи комплексного социально-экономического развития территорий, а нацелен на решение проблем общегосударственного характера.
В связи с этим существует необходимость реформировать процесс территориального прогнозирования и планирования. План-прогноз развития территории должен приобрести активный характер и самостоятельное значение. Он должен содержать информацию, необходимую для решения задач управления социально-экономическим развитием региона, стать рабочим документом для сознательной выработки региональной экономической политики.
Анализ действующей практики разработки прогнозов социально-экономического развития в ряде регионов-субъектов Федерации позволяет определить направления реформирования территориального прогнозирования в условиях перехода к рыночным отношениям и повышения самостоятельности региональных органов управления.
Во-первых, целесообразно обособить процесс разработки территориального плана-прогноза от процесса сбора и передачи планово-прогнозной информации по запросам Министерства экономики РФ.
Во-вторых, территориальное прогнозирование и планирование должно стать самостоятельной формой экономической работы имеющей собственные цель, назначение и логику. Цель - обеспечение комплексного социально-экономического развития региона. При этом в основе признака комплексности лежит взаимосвязанное и пропорциональное развитие отраслей региона с учетом наиболее целесообразного использования своеобразных местных условий и ресурсов. Комплексность должна предполагать и развитие всех отраслей инфраструктуры (как производственной, так и социальной), решение вопросов, связанных с удовлетворением разнообразных материальных и духовных потребностей населения, проживающего на данной территории, а также осуществление мероприятий по охране окружающей седы.
В отличие от используемого в настоящее время комплекта прогнозных форм и показателей для разработки прогноза социально-экономического развития, доводимых Министерством экономики РФ, в региональный комплексный план-прогноз целесообразно было бы внести ряд дополнений и изменений.
В частности целесообразно в этот раздел включить ряд демографических показателей, которые характеризуют: - распределение общей численности постоянного населения по возрастным группам: моложе трудоспособного возраста, в трудоспособном возрасте, старше трудоспособного возраста, в том числе по городскому и сельскому населению; - естественное движение населения - число родившихся, число умерших, естественный прирост; - ожидаемую продолжительность жизни; - миграционные процессы внутри Российской Федерации и со странами ближнего зарубежья.
Круг этих показателей позволяет обеспечить системное видение демографической ситуации в регионе и принимать на этой основе более обоснованные управленческие решения, вырабатывать верные направления социально-экономической политики..
В состав комплексного плана-прогноза социально-экономического развития региона целесообразно ввести раздел «Уровень жизни населения». Содержащиеся в настоящее время в составе форм прогноза, доводимых Минэкономики РФ, основные показатели денежных доходов и расходов населения, составляют лишь часть информации, характеризующей жизненный уровень. В составе комплексного плана-прогноза социально-экономического развития региона целесообразно расширить раздел «Потребительский рынок», придав ему новое содержание. Это связано с тем, что потребительский рынок - довольно сложная сфера, охватывающая производство, распределение, обмен и потребление, на которую оказывает существенное влияние воспроизводственная структура экономики===