===Совокупный экономический потенциал – это совокупная способность отраслей национальной экономики производить определенные блага, отличающиеся качественными и количественными характеристиками, на конкретном временном промежутке. Элементы СЭП: - человеческие ресурсы, их количество и качество; - объем и структура производственного потенциала промышленности; - объем и структура потенциала сельского хозяйства; - транспортная система страны; - научно-технический потенциал; - степень развития непроизводственной сферы экономики; - рациональность использования полезных ископаемых. СЭП непосредственно зависит от совокупных производственных возможностей всех отраслей национальной экономики. Он непосредственно отражает положение национальной экономике в системе мировой экономики. Объем экономического потенциала говорит о уровне экономической независимости НЭ, ее положении в мировом хозяйстве и качестве жизни населения. Совокупный экономический потенциал находится в прямой зависимости от качественной и количественной характеристики объемов и степени использования всех экономических ресурсов, находящихся в расположении национальной экономики, и направления их применения для обеспечения устойчивого экономического роста. Экономические ресурсы – это вид ресурсов, необходимых для производства благ – товаров и услуг. Существуют следующие виды экономических ресурсов: - предпринимательский потенциал. Это способность населения к организации производства благ в различных формах; - знания. Это конкретные научные и технические разработки, которые позволяют организовать производство и потребление благ на более высоком, чем предшествующий, уровне; - природные ресурсы. Это конкретные полезные ископаемые, например, земля, недра, а также климатическое и географическое положение страны; - человеческие ресурсы. Это конкретное количество населения страны, отличающееся определенными качественными показателями – образованием, культурой, профессионализмом. В совокупности человеческие ресурсы являются наиболее важным экономическим ресурсом, так как без него невозможно представить нормальное функционирование национальной экономики; - финансовые ресурсы. Это капитал, представленный конкретными денежными средствами, имеющимися в национальной экономике. Наиболее распространенным измерителем совокупного экономического потенциала национальной экономики выступает национальное богатства. В общем виде национальное богатство определяется как совокупность природных ресурсов, созданных средств производства, материальных благ, ценностей, которыми располагает страна. Национальное богатство традиционно рассматривается как важнейшая составная часть совокупного экономического потенциала и характеризуется совокупностью экономических активов, необходимых для производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизнедеятельности людей. Согласно международной методологии учета и статистики, национальное богатство включает следующие составные части: нефинансовые произведенные активы; нефинансовые непроизведенные активы, финансовые активы (пассивы). 1. Нефинансовые произведенные активы – это активы, созданные в результате процесса производства: - Основные фонды; - Запасы материальных оборотных средств; - Ценности. 2. Нефинансовые непроизведенные активы включают: - Материальные непроизведенные активы; - Нематериальные непроизведенные активы. Материальные непроизведенные активы – это активы естественного происхождения. Нематериальные непроизведенные активы включают объекты патентования, договоры об аренде и другие контракты с правом передачи в пользование. 3. Финансовые активы.:- Монетарное золото и специальные права заимствования; - Валюта и депозиты; - Ценные бумаги (кроме акций); - Акции и прочие виды участия в акционерном капитале; - Кредиты и займы; - Страховые технические резервы; - Прочая дебиторская и кредиторская задолженность. ===
===Важнейшей характеристикой национальной экономики являются сложившиеся макроэкономические пропорции – количественные и качественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально–производственными частями национальной экономики.
Каждый тип национальной экономики имеет свои особенности формирования макроэкономических пропорций. В плановой национальной экономике они устанавливаются централизованно, в рыночной экономике – на основе спроса и предложения на рынке, в смешанной экономике – рынком, с учетом регулирующего воздействия государства. Макроэкономические пропорции образуют систему, в которой можно выделить следующие виды пропорций: - общеэкономические – представляет собой соотношения между наиболее крупными сферами национальной экономики (например, производством и потреблением, потреблением и накоплением, материальным и нематериальным производством и др.); - межотраслевые – это количественные и качественные соотношения между такими отраслями как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и другие отрасли. Они характеризуют долю отдельных отраслей в общем объеме производства и структуру отраслевого распределения производственных и финансовых ресурсов; - внутриотраслевые – представляют собой соотношение между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли; - территориальные (межрегиональные) – здесь соотношения рассматриваются в границах определенной территории или между различными экономическими районами, размещением производительных сил и производством продукции в этих районах. Они характеризуют удельный вес отдельных регионов в составе произведенного и использованного национального дохода, распределения инвестиций по регионом; - межгосударственные – это количественные и качественные соотношения между макроэкономическими показателями отдельных государств, мера участия их в международном разделении труда. Эти соотношения характеризуют долю данной страны в мировом производстве, например, зерна, нефти, золота и т.д.Макроэкономические пропорции можно также классифицировать в зависимости от единиц измерения показателей: натурально–вещественные, стоимостные, трудовые. Натурально–вещественные пропорции характеризуют соотношение между производством и потреблением отдельных видов продукции. Анализ натурально–вещественных пропорций осуществляется с помощью материальных балансов. Стоимостные пропорции показывают соотношения между отдельными элементами стоимости валового национального продукта – денежной выручки и доходов в сферах материального и нематериального производства; доходов предприятий, государства и населения; обращения товаров и денег в национальной экономике. Пропорции распределения трудовых ресурсов характеризуют соотношения трудовых ресурсов между производственной и непроизводственной сферами, городом и деревней, отдельными отраслями и регионами и т.п. Изменения в распределении трудовых ресурсов обусловлены демографическими причинами, структурной и инвестиционной политикой, кризисными явлениями в экономике и др. Все пропорции носят объективный характер и отражают распределение общественного труда между отраслями и сферами экономики, удовлетворяющими различные общественные потребности. Пропорции складываются и изменяются под влиянием:
во–первых, общественных потребностей, изменение которых ведет к изменению планов производства конкретных видов продукции (номенклатуры изделий, объемов), а это влияет на пропорции; во–вторых, под влиянием научно–технического прогресса, развитие которого ведет к появлению новой продукции и технологий, уменьшению затрат живого и овеществленного труда на единицу продукции, что способствует изменению пропорций; в–третьих, на изменение пропорций влияют и такие факторы, как избранный тип экономического роста (экстенсивный или интенсивный), политические события, стихийные бедствия и т.д. Любая национальная экономика стремится к установлению оптимальных пропорций, т.е. таких, которые обеспечивают наиболее полное удовлетворение общественных потребностей при наименьших затратах живого и овеществленного труда. С точки зрения воспроизводства оптимальные пропорции предусматривают качественное и количественное соответствие между структурой общественного производства и общественных потребностей. Макроэкономические пропорции лежат в основе сбалансированности национальной экономики. Сбалансированность национальной экономики означает соответствие между взаимосвязанными отраслями, между объемом используемых средств производства и количеством рабочей силы, между объемами производимых продуктов и потребностями в них и т.д. Основу сбалансированности составляет пропорциональность.
На практике сбалансированность и пропорциональность обычно неустойчивы и постоянно нарушаются. Поэтому существует постоянная необходимость в поддержании сбалансированности путем корректировки пропорций между отдельными сферами и отраслями экономики.===
===Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета.
- Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте; - Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований. Государственный долг РФ: - Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте; - Внутренний долг — обязательства перед резидентами в рублях. Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности. Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме: - кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; - государственных ценных бумаг; - договоров о предоставлении государственных гарантий; - переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг. Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет). Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет. Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ. Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. Предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга. Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл. Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста, поэтому большую роль в экономике Российской Федерации играет управление государственным долгом. Управление государственным долгом - это регулируемая нормами права совокупность мероприятий государства по использованию долговых отношений, направленных на погашение долговых обязательств и формирование благоприятных социально-экономических условий развития страны. Оно предусматривает привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг или других источников, погашение и обслуживание долговых обязательств. Для этих целей необходим: - анализ социально-экономического развития государства на перспективу; - оценка методов финансирования бюджетного дефицита и возможных источников его покрытия; - определение предельно допустимых размеров государственного долга, рационализация его состава и структуры; - меры по стабилизации размеров, оценка влияния государственного долга на развитие экономики страны. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы. Идеальный способ обслуживания и погашения государственного долга РФ своевременный возврат полученного кредита и процентов по нему. Однако намерения заемщика не совпадают с реальными возможностями. Возникает необходимость в отсрочке выплаты процентов или уплаты основной суммы долга, изменении условий займа, а иногда и полному отказу от выплат. Явным признаком долго¬вого кризиса является серьезное нарушение графика платежей. Государство - заемщик вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга: - Рефинансирование - это погашение старой задолженности (и процентов по ней) за счет выпуска нового займа, принятия новых обязательств; - выкуп долга; - переоформление государственного долга в новые рыночные долговые инструменты денежного рынка, включая ссудные капита¬лы; - конверсия - изменение доходности займов в интересах должника путем понижения процента, применения иного способа погашения долга в целях снижения расходов заемщика на погашение и обслуживание государственного долга; - Консолидация - изменение срока действия уже размещенных займов в сторону увеличения или сокращения; - Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа; - Аннулирование государственного долга - отказ государства от всех обязательств. Это нерыночная мера решения долговой проблемы государства. Управление государственным долгом является составной частью бюджетной политики государства. В настоящее время уровень государственного долга сохраняется на безопасном уровне, это говорит о том, что Правительство РФ смогло создать эффективную систему управления государственным долгом и государство ведет эффективную бюджетную политику.===
===Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства. По способу взимания различают: 1) Прямые - это налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Эти налоги подразделяются на: - реальные прямые налоги; - личные прямые налоги. 2) Косвенные налоги — это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ и услуг), при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем. Окончательным плательщиком косвенных налогов высту¬пает потребитель товара, работы, услуги. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги: 1) федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории: - НДС, - Акцизы; - Налог на прибыль предприятий; - Налог на добычу полезных ископаемых; - Государственная пошлина. 2) региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов: - Налог на имущество организаций; - Налог на игорный бизнес; - Транспортный налог 3) местные налоги, которые вводятся в соответствии с законода¬тельством страны местными органами власти: - Земельный налог; Налог на имущество. По целевой направленности введения налогов: 1) абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом; 2) целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финанси¬рования конкретного направления государственных расходов. В зависимости от субъекта-налогоплательщика: 1) налоги, взимаемые с физических лиц; 2) налоги, взимаемые с юридических лиц; 3) смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог). Функции налогов: 1) Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. 2) Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения). 3) Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. 4) Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов. 5) Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. 6) Дестимулирующая функция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.7) Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Под принципами налогообложения следует понимать основные исходные положения системы налогообложения: 1) принцип справедливости заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам; 2) принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику; 3) принцип удобства, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика; 4) принцип экономии в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.===
===Инфляция — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились — утратили часть своей реальной стоимости. В экономической науке различают следующие причины инфляции: - Рост государственных расходов; - Чрезмерное расширение денежной массы за счёт массового кредитования; - Монополия крупных фирм; - Монополия профсоюзов; -Сокращение реального объема национального производства. Типы инфляции: - Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объёмом производства (дефицит товара); - Инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. - Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными относительно друг друга. - Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях. - Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов. - Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый. - Адаптированные ожидания потребителей — изменение потребительской психологии. Часто возникает в результате распространения информации о будущей потенциальной инфляции. Повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на эти товары. Подавление инфляции характеризуется внешней стабильностью цен при активном вмешательстве государства. Административный запрет повышать цены обычно приводит к нарастающему дефициту тех товаров, на которые цены должны были бы повыситься без государственного вмешательства, не только из-за первоначального повышенного спроса, но и в результате снижения предложения. Государственное субсидирование разницы в ценах для производителя или потребителя не сокращает предложение, но дополнительно стимулирует спрос. Наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците товаров и услуг при неизменных ценах или невыплате заработной платы в срок, что означает ее последующую выплату обесцененными деньгами. К негативным последствиям инфляционных процессов относятся: - снижение реальных доходов населения; обесценивание сбережений населения; - потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров; - усиление диспропорций между производством промышленной и сельскохозяйственной продукции; - ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп, чьи доходы формируются за счет госбюджета. Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом инфляции различаются в зависимости от ее характера и уровня, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в развитых странах темп инфляционного роста. Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики: - политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах; - политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Активная борьба с инфляцией, называемая дефляционной политикой, обычно приводит к падению темпов роста ВВП и даже его сокращению (дефляции).===
===Рынок труда — сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. Особенность рынка труда и его механизма заключается в том, что объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу. Рынок труда — важная часть любой экономической системы, поскольку его состояние в значительной степени определяет темпы экономического роста этой системы. Основным показателем рынка труда является оплата труда. Основными факторами, под влиянием которых формируется размер оплаты труда, относятся: 1) возрастная и половая структура рынка труда; 2) уровень жизни населения; 3) характер интенсивности общественного труда; 4) производительность общественного труда; 5) уровень социально-экономического развития национальной экономики; 6) уровень научно-технического развития национальной экономики; 7) географическое, природное и климатическое размещение трудовых ресурсов. Другим важным фактором рынка труда является спрос – потребность работодателя в сотрудниках, отличающихся определенной квалификационной и профессиональной характеристикой. Спрос на рынке труда формируется под влиянием следующих факторов: 1) структуры общественного производства; 2) уровня развития и масштабов структуры общественного производства; 3) доминирующих форм общественного производства; 4) объемов общественного производства; 5) уровня научно-технического развития и оснащенности национальной экономики; 6) темпов роста и развития национальной экономики. Предложение на рынке труда формируется под влиянием следующих основных факторов: 1) среднего уровня оплаты труда; 2) количества населения и в целом демографической ситуации; 3) профессиональной структуры рынка труда (заключается в переизбытке или недостатке определенных профессий); 4) мобильности населения; 5) этнических, религиозных, культурных, психологических особенностей населения; Особенность национального рынка заключается в том, что в нем не может быть достигнуто состояние полной занятости населения. Наличие свободных трудовых ресурсов, не задействованных в экономике, позволяет ей развиваться. Естественная безработица в национальной экономике существует в виде: 1) регулируемой безработицы, связанной с осознанной государственной политикой в сфере труда и занятости и осуществляемой с помощью таких институтов государства, как биржа труда; 2) вынужденной безработицы, связанной со структурной перестройкой экономики, когда определенные отрасли реструктуризируются; 3) текущей безработицы, связанной с естественным движением населения в направлении поиска рабочих мест с более подходящими условиями труда; 4) добровольной безработицы, связанной с тем, что определенная часть населения страны сознательно устранятся от трудовой деятельности. Вместе с естественной нормой безработицы существует скрытая и застойная безработица, которая оказывает негативное влияние на общее функционирование национальной экономики. По отношению к рынку труда выделяются следующие категории населения: 1) экономически неактивная часть населения. Это население, которое не выполняет никаких экономических функций либо по причине нахождения в нетрудоспособном возрасте, либо в силу неспособности к ней по физическим причинам – инвалиды. Оно не рассматривается как часть рынка труда; 2) экономически активная часть населения. Это население, которое принимает активное участие в экономической деятельности, находится в трудоспособном возрасте и обладает физическими возможностями к осуществлению экономической деятельности. Его делят на население занятое и не занятое в национальной экономике. Рынок труда состоит именно из этой второй группы населения, которая и определяет его функционирование. Для определения состояния рынка труда используются статистические методы исследования, которые позволяют осуществить его эффективное прогнозирование. Большое значение для национальной экономики имеет количество безработицы, так как оно оказывает непосредственное влияние на функционирование не только рынка труда, но и всей национальной экономики. Человек причисляется к числу безработных, если он готов к выполнению профессиональной деятельности, но на данный момент этим не занят. Основным органом в России, ответственным за определение состояния рынка труда и выработку государственной политики в этом направлении, является Федеральная биржа труда. Вместе с оценкой его состояния, она проводит активную политику по переобучению, переквалификации, содействию трудоустройству и повышению квалификации населения. На рынок труда оказывают влияние: 1) динамика оплаты труда; 2) состояние национальной экономики. Рынок труда является одним из наиболее подверженных влиянию других рынков. Например, изменение стоимости потребительских товаров неизбежно повлечет изменение уровня оплаты труда; 3) динамика доходов, не формирующихся под влиянием рынка труда. Например, рост объемов пособий на ребенка приведет к изменению состояния рынка труда; 4) динамика досуговых предпочтений населения; 6) изменение психологического восприятия определенных профессий. Например, снижение престижа определенной профессии приведет к трансформации рынка труда; 7)динамика демографической ситуации. Таким образом, рынок труда является основополагающим элементом национальной экономики. От его динамики и состояния зависит функционирование национальной экономики. В процессе своего функционирования он подвержен влиянию множества факторов.===