16:34 

Национальная экономика с 1 по 6

===Национальная экономика характеризуется совокупностью условий производства и его результатов и формируется как единый организм взаимосвязанными внутренними процессами – как национальное хозяйство страны. Развитие национальной хозяйственной системы каждой страны приводит к созданию и совершенствованию национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров, рынок капиталов, рынок услуг, рынок труда, рынок недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства.
В общем виде объект национальной экономики может быть определен как национальная хозяйственная система страны, входящие в нее уровневые и звеньевые составляющие. Хозяйственная система национальной экономики состоит из следующих основных элементов:
-социально-экономических, определяющих специфику отношений между хозяйствующими субъектами по поводу собственности, порядка владения и распределения основных экономических ресурсов и результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов;
-форм организации деятельности хозяйствующих субъектов;
-форм и методологии государственного регулирования;
-экономических связей между субъектами хозяйственной деятельности.
В национальной хозяйственной системе России выделяется несколько уровней, взаимодействующих в едином «экономическом поле» или «экономическом пространстве» страны. 1. Межстрановый уровень - это уровень взаимоотношений национальной экономики Российской Федерации со странами ближнего и дальнего зарубежья, с мировой хозяйственной системой в целом и хозяйственными системами стран, объединенных в региональные сообщества. 2. Федеральный (общенациональный, макроэкономический) уровень – это масштаб внутрихозяйственных взаимоотношений национальной экономики самой Российской Федерации в целом. 3. Региональный уровень – это уровень взаимосвязей экономики, во-первых, каждого из 7 федеральных округов; во-вторых, каждого из субъектов Российской Федерации. В состав России как федеративного государства входят республики, края, области, автономные округа. 4. Внутрирегиональный уровень – это система взаимоотношений в рамках разделения общественного труда внутри хозяйства определенного субъекта Российской Федерации.
5. Уровень межотраслевых комплексов национальной экономики: это уровень взаимосвязей внутри агропромышленный комплекс (АПК), оборонно-промышленный комплекс (ОПК), топливно-энергетический комплекс ТЭК и др. 6. Уровень отдельных отраслей национальной хозяйственной системы – это масштаб хозяйственных взаимоотношений в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и др. 7. Внутриотраслевой уровень – это уровень взаимосвязей внутри отдельных подотраслей национальной экономики (например, в сельском хозяйстве выделяются две подотрасли: растеневодство и животноводство). 8. Уровень взаимосвязей первичных звеньев национальной хозяйственной системы: объединений, предприятий, организаций. 9. Уровень отдельных организационно-правовых форм хозяйствования, предусмотренных законодательством страны (акционерные общества, союзы, товарищества всех видов и др.) 10. Внутрипроизводственный уровень: цеха и службы предприятий, компаний, фирм, организаций, объединений и т.п.===
===НЭ — экономика определенной страны, рассматриваемая как целостная хозяйственная, социальная, организационная система, обладающая совокупным экономическим потенциалом, включающим природно-экологическую, трудовую, производственную, научно-техническую и технико-технологическую, информационно-управленческую, финансовую составляющие, функционирующая в условиях государственного управления и регулирования, муниципального самоуправления, рыночных отношений. Как наука — изучает социально-экономические процессы в единстве стадий производства, распределения, обмена, потребления с учетом управляющих воздействий на эти процессы со стороны разных субъектов и отношений. Для нормального функционирования национальной экономики необходимо наличие определенных предпосылок: экономической, политической и организационной. Экономическая предпосылка отражает принципы взаимоотношений между экономическими агентами, а также взаимоотношений этих агентов с государством, возникающих в процессе производства и обмена материальных и нематериальных благ. Экономическая предпосылка обусловлена экономическими условиями, в которых функционирует и развивается национальная хозяйственная система страны. Экономические условия национального хозяйствования включают: -законодательно-нормативную базу; -формы собственности на средства производства и имущество; -организационно-правовые формы хозяйствования; -процессы распределения, потребления и накопления.Экономическая предпосылка характеризуется развитием рыночных отношений в экономике страны в условиях, когда складывается национальный рынок в целом и его отдельные сегменты, формируются новые внутренние, межрегиональные и межгосударственные экономические связи, происходят глубокие качественные сдвиги в экономике. Политическая предпосылка отражает складывающуюся в тот или иной исторический период в стране форму власти и обусловленные этой формой взаимоотношения между властными структурами различных уровней и обществом в целом. Значимость политической предпосылки национальной экономики состоит в обеспечении возможности формирования внешних условий хозяйствования, предусматривающих реализацию целей, задач, интересов и других аспектов предпринимательской деятельности в стране, регионах и муниципалитетах, в отраслях, в организационно-правовых формах хозяйствования. Политическая предпосылка предопределяет возможность становления, функционирования и развития национальной экономики на основе создания внешних условий хозяйствования в стране, ее регионах и отраслях. Политическая предпосылка дает возможность обосновать необходимость, цели, задачи, роль и значение процессов воспроизводства в национальной хозяйственной системе страны.
В организационной предпосылке реализуется условие реальности, действенности национальной хозяйственной системы, функционирующей и развивающейся как сложный объект, управляемый государством. Проявляется эта предпосылка через деятельность органов государственной власти и хозяйственного управления. В структуру федеральных органов входят: - федеральные министерства; - федеральные службы; - федеральные агентства.
Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной и общественной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью. Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Все рассмотренные предпосылки функционирования национального хозяйства взаимосвязаны и взаимозависимы. Взаимосвязь, предпосылок создает необходимые условия для обеспечения эффективного функционирования рыночного хозяйства и нормальной жизнедеятельности хозяйствующих субъектов.===
===Национальная экономика характеризуется совокупностью условий производства и его результатов и формируется как единый организм взаимосвязанными внутренними процессами – как национальное хозяйство страны. Развитие национальной хозяйственной системы каждой страны приводит к созданию и совершенствованию национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров, рынок капиталов, рынок услуг, рынок труда, рынок недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства.
В общем виде объект национальной экономики может быть определен как национальная хозяйственная система страны, входящие в нее уровневые и звеньевые составляющие. Хозяйственная система национальной экономики состоит из следующих основных элементов: -социально-экономических, определяющих специфику отношений между хозяйствующими субъектами по поводу собственности, порядка владения и распределения основных экономических ресурсов и результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов; -форм организации деятельности хозяйствующих субъектов; -форм и методологии государственного регулирования; -экономических связей между субъектами хозяйственной деятельности.
Доминирующей формой взаимодействия между участниками хозяйственного процесса в рыночной экономике является обмен. Рыночные экономики отличаются тем, что в них основным институтом является частная собственность. Деятельность частных собственников регулируется институтом конкуренции. Воспроизводство рыночных экономик невозможно иначе, чем посредством обменов производимых товаров и услуг. Трудовые отношения так же имеют характер обмена или купли-продажи рабочей силы. Критерием эффективности и регулятором деятельности частных хозяйств является прибыль. Признаки национальной экономики рыночного типа: 1.Частная собственность на орудия и средства производства, ресурсы и результаты труда, способствующая развитию инициативы и ответственности участников производственного процесса. 2.Государственные (организационные и правовые) гарантии основных экономических свобод и, прежде всего, свободы выбора вида предпринимательской деятельности каждому, желающему иметь свое «дело», за исключением тех видов предпринимательской деятельности, которые запрещены или ограничены законодательством данного государства. 3.Возможность самоокупаемости предпринимательской деятельности, когда несовпадение размеров доходов и издержек производства позволяет либо покрывать затраты на создание продукции, работ или услуг (рентабельный вариант хозяйственной деятельности), либо терпеть убытки, связанные с предпринимательской деятельностью (убыточный, разорительный вариант хозяйствования, ведущий к банкротству). 4.Тенденции повышения размеров затрат и доходов автономных субъектов хозяйствования, а также их покупательной способности, что способствует постоянному росту потребления и накопления в национальной хозяйственной системе страны. 5.Нормальное, эффективное функционирование национальной хозяйственной системы на основе максимально возможного вмешательства государства в воспроизводственный процесс в стране.
К числу национальных экономик рыночного типа относит: - свободный капитализм или свободную рыночную экономику; - современную регулируемую рыночную экономику. Оба эти типа национальной экономики имеют много общих черт, но и достаточно большое число различий. Эти различия связаны: - с эволюцией рыночного хозяйствования в различных странах мира; - с диалектикой содержания стадий каждого конкретного типа рыночной экономики; - с развитием и совершенствованием форм и методов организации и управления рыночными хозяйственными системами.===
===Понятие «национальная экономика» тесно связано с термином «экономическая система», так как оно конкретизирует данный тип экономической системы, отражает ее специфические черты, обусловленные географическим положением страны, ее участием в международном разделении труда, культурными, историческими традициями и другими факторами.
Система означает сложную и взаимосвязанную совокупность элементов, классификация которых зависит от критерия анализа. Типологизация национальных экономических систем может быть различной: 1) по уровню социально-экономического и технологического развития выделяют высокоразвитые, развивающиеся и слаборазвитые национальные экономики; 2) по структуре хозяйства – аграрные, индустриальные, постиндустриальные общества; 3) по размерам территории страны – малые страны, средние страны, крупные и крупнейшие страны; 4) по региональному признаку; 5) по национальному признаку – экономика определенной страны; 6) по степени включенности в мировую экономику – закрытого и открытого типов; 7) по степени зрелости различают формирующиеся, зрелые или развитые; 8) по типу и границам государственного вмешательства в экономику – свободную или либеральную, административно-командную, смешанную; 9) по механизму координации – традиционную, рыночную и командную (плановую). Подразделение на типы национальных хозяйственных систем позволяет выявить основные черты, элементы национальных экономик, уточнить совокупность форм и механизмов функционирования систем. Каждый из видов экономической системы, реализуясь в конкретных условиях, приобретает свои особенности. Так складываются современные модели экономических систем. Под социально-экономической моделью понимают комплекс хозяйственных институтов, определяющих принципы, направления деятельности, дееспособность экономической и социальной систем в конкретных природных условиях страны и региона. Факторами формирования модельных различий являются: - уровень развития национальной экономики; - степень и характер государственного регулирования экономики; - выбор национальных экономических приоритетов; - формы взаимодействия государства и бизнеса; - механизмы согласования интересов различных групп и слоев общества; - источники и масштабы финансирования экономики; - уровень развития и формы организации рыночной среды и т. д.
Критериями моделей могут выступать и макроэкономические показатели: - объем, структура и динамика ВВП; - размер ВВП надушу населения; - индекс потребительских цен; - уровень производительности труда и др. ===
===Валово́й вну́тренний проду́кт — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. Выделяют номинальный и реальный ВВП. Номинальный (абсолютный) ВВП выражен в текущих ценах данного годаВВП рассчитывается 3 методами: доходным, расходным и по добавленной стоимости. ВВП по доходам: ВВП = Национальный доход + амортизация + косвенные налоги — субсидии — чистый факторный доход из-за границы, где: Национальный доход = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + прибыль корпораций. ВВП по расходам: ВВП = Конечное потребление + Валовое накопление капитала (инвестиции в фирму, то есть покупка станков, оборудования, запасов, места производства)) + Государственные расходы + Чистый экспорт (Экспорт — Импорт; может быть как положительным, так и отрицательным). ВВП по добавленной стоимости (производственный метод): ВВП = сумма добавленных стоимостей. Добавленная стоимость фирмы = доход фирмы — промежуточная стоимость производства товара или услуги. Общая добавленная стоимость = общий уровень выпуска — общая ценность промежуточной продукции. Объём ВВП рассчитывается в настоящее время в соответствии с рекомендациями неоклассической теории — как сумма добавленной стоимости, созданной на территории страны при предположении, что она создаётся как в сфере производства, так и в сфере услуг. При этом добавленная стоимость оценивается как разность между доходом предприятия и материальными затратами и не включает косвенных налогов, уплачиваемых с продукции (услуг). В итоге, общий объём ВВП отличается от суммарной добавленной стоимости, зафиксированной в сферах производства и услуг, на величину чистых косвенных налогов (косвенных налогов за вычетом субсидий, предоставляемых государством бизнесу). Национальный доход – это суммарный доход от использования в течение года в экономике всех факторов производства. Он выражается суммой денежных доходов, полученных населением за участие в экономической жизни общества.
Целевое назначение национального дохода (НД) – образовать фонд потребления населения и фонд накопления для расширения производства, поэтому он, с одной стороны, характеризует уровень благосостояния населения в настоящее время, а с другой – возможности роста экономики в будущем. Показатель национального дохода является ведущим элементом системы национальных счетов, в которой отслеживается его распределение не только в домашнем хозяйстве, но и среди акционерных обществ, правительственных учреждений, финансовых структур и частных некоммерческих организаций. При определении величины НД различают четыре элемента пофакторного дохода: 1.заработная плата – оплата наемного труда работников и служащих с социальными начислениями; 2.рентный доход – арендная плата за землю, жилье, помещения, оборудование, имущество; 3.процентный доход – положительный итог операций на рынке ценных бумаг и поступления от индивидуальных вложений в бизнес; 4.прибыль – доходы некорпорированного сектора экономики и корпораций, прибыль которых из-за ее распадения на дивиденды и нераспределяемую часть, использующуюся для расширения производства, облагается дважды – как доход фирмы и как доход акционера. Валовой региональный продукт (ВРП) — показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объёмов её промежуточного потребления. На национальном уровне ВРП соответствует валовому национальному продукту, который является одним из базовых показателей системы национальных счетов. Валовой региональный продукт на стадии производства, рассчитанный производственным методом, представляет сумму валовой добавленной стоимости, созданной всеми институциональными единицами-резидентами на экономической территории региона (без учёта чистых налогов на продукты).Рассчитывается на уровне отраслей и секторов производственным методом как разница между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением, образованным из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства. Валовой региональный продукт рассчитывается в текущих основных и рыночных ценах (номинальный объём валового регионального продукта), а также в сопоставимых ценах (реальный объём валового регионального продукта).===
===Наиболее распространенным измерителем совокупного экономического потенциала национальной экономики выступает национальное богатства. В общем виде национальное богатство определяется как совокупность природных ресурсов, созданных средств производства, материальных благ, ценностей, которыми располагает страна. Национальное богатство традиционно рассматривается как важнейшая составная часть совокупного экономического потенциала и характеризуется совокупностью экономических активов, необходимых для производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизнедеятельности людей. Согласно международной методологии учета и статистики, национальное богатство включает следующие составные части: нефинансовые произведенные активы; нефинансовые непроизведенные активы, финансовые активы (пассивы). 1. Нефинансовые произведенные активы – это активы, созданные в результате процесса производства. В их состав входят: - Основные фонды отраслей, производящих товары и оказывающих услуги; - Запасы материальных оборотных средств; - Ценности. В состав основных фондов входят: машины, оборудование, здания, сооружения. В практике учета и статистики к основным фондам относятся объекты со сроком службы не менее одного года и стоимостью выше определенной величины, устанавливаемой в зависимости от динамики цен на продукцию фондообразующих отраслей. В состав основных фондов включаются также нематериальные произведенные активы. Это объекты, созданные трудом человека, предоставляющие необщедоступную информацию, нанесенную на какой-либо носитель. Материальные оборотные средства – это постоянно возобновляемый элемент национального богатства. В их состав включаются производственные запасы (сырье, материалы, топливо, запчасти), незавершенное производство, готовая продукция, товары для перепродажи, материальные резервы. Ценности – это дорогостоящие товары длительного пользования, которые не изнашиваются с течением времени, как правило, не используются для потребления или производства и создаются главным образом как средства сохранения стоимости во времени, так как их стоимость не должна уменьшаться по отношению к общему уровню цен. 2. Нефинансовые непроизведенные активы включают: - Материальные непроизведенные активы; - Нематериальные непроизведенные активы. Материальные непроизведенные активы – это активы естественного происхождения, то есть активы, не являющиеся результатом производственных процессов, на которые установлены или могут быть установлены права собственности. Нематериальные непроизведенные активы включают объекты патентования, договоры об аренде и другие контракты с правом передачи в пользование. 3. Финансовые активы (пассивы). В элементный состав финансовых активов как составляющей национального богатства включаются:- Монетарное золото и специальные права заимствования; - Валюта и депозиты; - Ценные бумаги (кроме акций); - Акции и прочие виды участия в акционерном капитале; - Кредиты и займы; - Страховые технические резервы; - Прочая дебиторская и кредиторская задолженность. Основной вклад в национальное богатство России вносят: - природный капитал; - российский человеческий капитал; - физический (производственный) капитал. Физический капитал — форма капитала, непосредственно используемая в производстве - средства производства. Величина производственного капитала определяется на основе стоимостной оценки средств производства. Свою стоимость производственный капитал переносит на продукцию в форме амортизации или арендных платежей. Функция производственного капитала - управление и раци¬ональное соединение приобретенных факторов производства с це¬лью увеличения стоимости, то есть создание новой стоимости, содержащей прибавочную стоимость, которая затем трансформируется в прибыль. В процессе хозяй¬ственной деятельности производственный капитал участвует в выпуске необходимых потребительских благ (товаров или услуг), обладающих определённой ценностью для их по¬купателей, то есть общественной потребительной стоимостью. Производственный капитал совершает кругооборот: Капитал стартовый → Производство → Готовая продукция. Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Природный капитал - запас природных производственных ресурсов, которыми наделено общество и которые могут использоваться в производственных целях.===

URL
   

ЭТО СЕССИЯ!!!

главная